Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Моше, Экев, Дарование Торы, Скрижали Завета, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Вот что говорится о Вторых Скрижалях в мидраше Шмот раба 47: «Раби Берахья от имени раби Шмуэля бар Нахмани говорит: “Скрижали имели шесть тефахов (ладоней) в длину и шесть тефахов в ширину. Моше-рабейну держал два тефаха, Святой, благословен Он — два тефаха, и два тефаха остались посредине, и оттуда происходят лучи славы, исходящие от Моше”».
Мудрецы имели в виду, что эти Скрижали обладали тремя различными свойствами. Первое — природное, связанное с тем, что материал для них был найден в природе, взят из физического мира. Второе — искусственное, состоящее в том, что на них было изображение, созданное специально, а не появившееся само собой. И третье — Б-жественное, определяющееся написанными на них Б-жественными словами. И нет сомнений, что каждое из этих свойств подразделяется еще на два. Поскольку они — природное проявление, они могут быть подразделены на материю и на ее структуру. Будучи искусственными, они подразумевают специальный выбор материала и определенный размер и форму изображения. А в качестве Б-жественных они подразумевают материал, в котором выполнен текст, и смысл самого текста, как очевидный, так и тайный, умопостигаемый. Таким образом, Скрижали обладали шестью особыми свойствами, которые мудрецы назвали тефахами, поскольку это слово Писание иногда употребляет там, где речь идет о деянии рук. «И Его десница установила Небеса…», «…о которых я заботилась и которых выращивала…», — везде употреблено это слово и везде речь идет о чем-то, произведенном или сделанном.
Два тефаха, связанных с искусственным происхождением, то есть, с выбором материала и с наложением на него сознательно задуманного изображения, держал Моше-рабейну. Ведь именно он изготовил Скрижали, согласно сказанному: «Вытеши себе две каменных Скрижали…» Два Б-жественных свойства текста Скрижалей держал Б-г, согласно сказанному: «И Я напишу на Скрижалях…» И из шести свойств остались свободными лишь два, созданных природой согласно замыслу Творца, такие же, как и у других каменных плит. Поэтому Мидраш и говорит, что свободными остались
два тефаха «в середине», то есть, не искусственные и не чудесные, а естественные. Ведь несмотря на то, что все в мире есть создание Б-га благословенного, поскольку Он — Творец всего, все же эти Скрижали не возникли сами собой, чудесным образом, а были взяты из материального мира.
Фраза о том, что их длина была равна их ширине, завершает символическое описание. Она означает, что, с какой стороны ни подойти к Скрижалям, в них все равно обнаружатся именно эти шесть свойств. А фраза о том, что эти два свойства послужили источником «лучей славы», означает вот что. Моше-рабейну был компаньоном Б-га в изготовлении Скрижалей, настолько равноправным, что мудрецы сказали даже, что Моше сделал половину, и Б-г — половину, как будто они договорились между собой, как договариваются два товарища: «Ты сделай это, а я сделаю то». И этот величайшее прославление, оказанное Моше, изменило все его лицо, так что оно стало светиться лучами этой славы.
Господин всех пророков счел правильным назвать сыновей Израиля «сыновьями Б-га», а не каким-то другим словом, указывающим на их близость к Б-гу. Причина этого — в тех пяти смыслах, в которых человек называется именно «сыном» или «отцом».
Первый смысл этого названия в том, что отец создает сына, дает ему жизнь, приводит его в этот мир. Поэтому слово «сын» на Святом языке восходит к слову «строение», поскольку отец именно «строит» сына. Это полностью применимо к Б-гу благословенному, Который по отношению к народу выступает как «строитель». Б-г создал его и сотворил вместе со всем остальным миром, а затем, когда вывел народ Израиля из Египта, придал ему окончательное совершенство.
Второй смысл в том, что отец придает эмбриону форму, а мать поставляет для него материал. Исследователи природы знают, что форма — это вообще характеристика мужского начала, а материал — женского. И Б-г также придал народу Израиля форму, то есть, духовное совершенство, даровав ему Свою Тору.
Третий смысл в том, что отец делает сыну добро, обучая его Торе и воспитывая. Так же поступил Б-г по отношению к народу Израиля: Он дал ему заповедь обрезания, чтобы отдалить его от материальных устремлений, и через пророков обучал его Торе и заповедям. Стих говорит об этом (Йешая 54): «И все Твои сыновья — ученики Г-спода». Кроме того, Б-г приучал евреев к исполнению заповедей, как отец приучает сына.
Четвертый смысл — в том, что отец оставляет сыну имущество. Именно сын, а не прочие родственники, наследует отцу. И Б-г тоже передал народу Израиля Свое имущество и все Свои блага. В этом мире Он даровал евреям Землю Израиля, лучшую из всех земель, «красу всех стран», а в Будущем мире — право наслаждаться сиянием Его славы.
Пятый смысл — это почитание отца и трепет перед ним: «Почитай своего отца и свою мать» (Итро), «Каждый пусть перед своей матерью и своим отцом трепещет» (Кдошим). И народ Израиля также обязан почитать своего Небесного Отца и трепетать перед Ним. Именно в недостатке такого почета и трепета упрекает евреев пророк (Малахи 1): «Если Я отец — где почитание, а если Я — господин, где трепет?» А Моше-рабейну в гимне Аазину, намекая именно на этот аспект отношения сына к отцу, говорит: «Он ведь — Отец твой, обретший тебя! Он же создал тебя и упрочил тебя!»
Таким образом, основываясь на всех этих пяти смыслах сразу, господин всех пророков Моше уподобил Б-га по отношению к сыновьям Израиля отцу, сказав: «Сыновья вы Б-гу, Г-споду вашему». Он имел в виду, что когда человек станет исполнять законы Храма так, как они даны Б-гом, и служить в нем, не поддаваясь никаким соблазнам, сохраняя верность Б-гу, он поистине станет Ему сыном.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?