Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Галаха 1

Бейс Дин Годол в Иерусалиме[1] — они основа устной Торы[2] и они столпы учения[3], и от них закон и суд выходит для всего Израиля, и о них обещала Тора, как сказано: «По Торе, что научат тебя» (Дварим 17, 11) — это заповедь «делай». И каждый, кто верит в Мойше рабейну и в Тору его, обязан опираться в своих религиозных делах на них и полагаться на них.

Галаха 2

Каждый, кто не поступает по их словам — нарушает заповедь «не делай», как сказано: «не удаляйся от всякого слова, что скажут тебе, направо и налево» (там). И не бьют палками за этот «лав», поскольку он дан для предупреждения о смерти по суду, ибо каждый мудрец, который нарушает их слова, достоин смерти удушением, как сказано: «И человек, который сделает злонамеренно…» (там, 12). Одинаково — их слова, которые они учили из шмуо[4] — и это есть Устная Тора[5], и одинаково — то, что они выучили по своему разумению по одной из мер, что Тора толкуется по ним, и выглядит в их глазах, что это так, и одинаково — вещи, которые установили как ограду для Торы, и в соответствии с тем, что есть потребность момента, и это есть декреты и установления и обычаи — каждое и каждое из этих трех вещей — заповедь «делай» слушать их, и нарушающий на одну из них — нарушает «не делай». Так он говорит: «По Торе, что научат тебя» — это есть установления и декреты и обычаи, что будут указывать их для многих, чтобы укрепить веру и исправить мир; «И по суду, что скажут» — это слова, которые выучат их по закону, одной из мер, что Тора толкуется по ним; «От всякого слова, что скажут тебе» — это кабала[6], что приняли друг от друга {поколение за поколением}.

Галаха 3

Слова кабалы — нет в них спора никогда, и всякая вещь, в которой ты находишь спор — известно, что это не кабала от Моше рабейну. И законы, которые учат из мер[7] — если согласились на них бейс дин годол все — то они принимаются, а если спорили в них — идут за большинством, и выводят закон по большинству. И также декреты и установления и обычаи — если считают часть их что следует установить гзейро или таконо или обычай, и часть их считают, что не следует принимать такую гзейро или таконо или обычай, — спорят одни против других, и идут за большинством, и выводят закон по большинству.

Галаха 4

Когда существовал бейс дин годол, не было споров в Израиле, но, всякий закон, что появлялось в нем сомнение у одного из Израиля, спрашивает у бейс дин, который в его городе. Если знали — говорили ему; если нет — то спрашивающий вместе с тем бейс дином, или с его посланниками, поднимаются в Иерусалим, и спрашивают в бейс дин, который находится на Храмовой горе. Если знали — говорили ему; если нет — все приходят в бейс дин, который у входа в Азара. Если знали — говорили им; а если нет — все приходят в Лишкас а-гозис в бейс дин годол и спрашивают. Если было дело, у котором родилось сомнение у всех, известно в бейс дин годол, или из кабала, или из меры, что учили с ее помощью, — говорят сразу; если это дело не было ясно у бейс дин годол — обсуждают его в это время и спорят о нем, пока не согласятся все, или проведут подсчет, и пойдут за большинством, и скажут всем спрашивающим: таков закон, и уходят себе. С тех пор, как отсутствует бейс дин годол, увеличились споры в Израиле; этот объявляет нечистым, и приводит объяснение своим словам, и этот объявляет чистым, и приводит объяснение своим словам, это запрещает, а этот разрешает.

Галаха 5

Двое мудрецов или два бейс дина, которые спорят не во время Сангедрина, или пока этот вопрос не ясен им, или в одно время, или друг за другом, это очищает, а этот объявляет нечистым, один запрещает, а один разрешает, — если ты не знаешь, куда закон клонится — в законах Торы иди за устрожающими, в законах мудрецов иди за облегчающими.


[1] Находящийся в Лишкас Гозис в Храме, и см. выше Законы Сангедрин гл. 1 галаха 3 и здесь дальше Галаха 4

[2] Что она есть объяснение к заповедям Письменной Торы, и как пишет Рамбам в предисловии: «Все заповеди, которые были даны Мойше с Синая, с объяснениями их были даны… “вегаТора вегамицва” — “Тора” — это письменная Тора, и “мицва” — это объяснение ее»

[3] учат, как объяснять Писание, и что следует учить из него.

[4] Слышали друг от друга до Мойше с Синая

[5] Что научил ее Вс-вышний Мойше на Синае, и Мойше не записал ее, но научил ей старейшин и Йегошуа — устно (Предисловие к Йад Хазоко)

[6] устная традиция

[7] 13 способов толкования Торы


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.