Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди от природы любопытны и хотят знать, что делается у соседей. Наши праотцы во время странствия по пустыне ставили шатры так, чтобы максимально оградить частную жизнь.

Народ Израиля остановился в степях Моава. Моавитяне испугались нападения, и их царь Балак направил послов к знаменитому нееврейскому пророку злодею Биламу с просьбой проклясть евреев, чтобы он смог их уничтожить:

А ТЕПЕРЬ ПРИДИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОКЛЯНИ ЭТОТ НАРОД, ПОТОМУ ЧТО ОН СИЛЬНЕЕ МЕНЯ. МОЖЕТ БЫТЬ, СМОГУ ЕГО ПОРАЗИТЬ И ИЗГНАТЬ ИЗ ЭТОЙ ЗЕМЛИ, ИБО ЗНАЮ: КОГО БЛАГОСЛОВИШЬ — ТОТ БЛАГОСЛОВЕН, А КОГО ПРОКЛЯНЕШЬ — ПРОКЛЯТ (Бемидбар, 22:6)

Хафец Хаим говорит, что эти слова свидетельствуют о злодействе Балака. Он верил, что Билам обладает силой благословлять. Зачем же было проклинать евреев? Ведь Балак мог попросить благословить свой народ, чтобы ему не причинили никакого вреда (Хафец Хаим аль Тора, к этому стиху).

Неевреи в городе Тельшяй очень уважали р. Элиэзера Гордона, раввина города и основателя ешивы, и многие просили его молиться о них. Однажды крестьянин нееврей пришел к нему и попросил помолиться, чтобы умер его враг. Но рав объяснил, что надо молиться не о смерти врага, а о том, чтобы тот стал его другом (Тнуат амусар).

И СКАЗАЛ ЕМУ [Биламу] АНГЕЛ БОГА: ЗАЧЕМ ТЫ БИЛ ТРИ РАЗА СВОЮ ОСЛИЦУ? ВОТ, Я ВЫШЕЛ ПОМЕШАТЬ ТЕБЕ, ИБО ПУТЬ ТВОЙ ПРОТИВ МЕНЯ. УВИДЕЛА МЕНЯ ТВОЯ ОСЛИЦА И ТРИ РАЗА СВЕРНУЛА, А ЕСЛИ БЫ НЕ СВЕРНУЛА ПЕРЕДО МНОЙ, Я УБИЛ БЫ ТЕБЯ, А ЕЕ ОСТАВИЛ В ЖИВЫХ (Бемидбар, 22:32,33)

Мидраш добавляет, что из этих слов следует, что потом она была убита, и ангел сказал: «Если бы я не убил ее после того, как она заговорила и упрекала тебя, а ты не мог устоять перед ее порицанием (стих 30), люди сказали бы: эта ослица порицала Билама, а ему нечего было ответить. И Творец принял это во внимание и вынес ей приговор ради уважения к человечеству».

Билам дошел до предела в грехе, пожелав уничтожить весь еврейский народ. И чудо, когда ослица заговорила с ним, не остановило его. Но Бог решил, что честь даже такого человека нужно принять во внимание и не захотел его чрезмерного унижения. Тем более, мы должны следить, чтобы не позорить наших друзей и ближних (Рав Хаим Шмулевич).

После субботы, когда рав Йеѓошуа Лейб Дискин обычно читал лекцию по недельному разделу Торы, один человек приносил ему чай. Однажды он случайно положил в чашку вместо сахара соль, а поскольку всегда клал много сахара, в этот раз там оказалось много соли.

Но рав Дискин выпил чай как всегда. Через несколько минут его жена обнаружила ошибку и бросилась, чтобы предупредить рава, пока он не начал пить, но чашка уже была почти пуста. После этого несколько учеников попробовали этот чай и не могли понять, как учитель мог его выпить. Когда большинство учеников вышло из его дома, жена спросила рава, почему он ничего не сказал, ведь такое количество соли могло повредить его здоровью.

— Как я мог смутить человека только за то, что он ошибся? — ответил рав Йеѓошуа Лейб (Амуд эш).

КАК ХОРОШИ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ХРАМЫ ТВОИ, ИЗРАИЛЬ (Бемидбар, 24:5)

Билам, сказал это, увидев, что входы в шатры еврейского народа расположены не напротив друг друга (Раши).

Люди от природы любопытны и хотят знать, что делается у соседей, кто вошел и кто вышел. Поэтому наши праотцы во время сорокалетнего странствия по пустыне ставили шатры так, чтобы максимально оградить частную жизнь. Мы должны у них учиться уважению к тайне личной жизни. Проходя мимо чужого окна, сдерживать естественное желание заглянуть в него (Хошен мишпат о законах, касающихся прав ближнего на неприкосновенность личной жизни).

Рабейну Гершом, Светоч изгнания, исходил из обязанности уважать частную жизнь людей, поэтому наложил херем на чтение чужих писем без разрешения (запрет, за нарушение которого человека могли отлучить от общины) (Беер агола, Йоре деа). Даже родителям нельзя читать без разрешения переписку детей (Рав Хаим Паладжи).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»