Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

ВЗЯЛ КОРАХ, СЫН ИЦЃАРА, СЫН КЕЃАТА, СЫН ЛЕВИ, И ДАТАН И АВИРАМ, СЫНОВЬЯ ЭЛИАВА, И ОН, СЫН ПЕЛЕТА, СЫНОВЬЯ РЕУВЕНА…И СОБРАЛИСЬ НА МОШЕ И НА АЃАРОНА (Бемидбар, 16:1,3)

Корах пытался поднять бунт. Выступил против того, что Моше и Аѓарон сосредоточили в своих руках славу и власть с лозунгом «Вся община — святая, и Бог среди них», пытаясь представить дело так, будто борется за справедливость и равноправие на благо всего народа. Но Раши цитирует мидраш Танхума, где объясняется, что он восстал против Моше из-за зависти к Элицафану, сыну Узиэля, которого Моше, по воле Всевышнего, назначил князем, главой семейства Кеѓата.

Это типичная ситуация, не редко возникающая в спорах. Часто те, кто затевают спор, преследуют личные цели, но для привлечения сторонников провозглашают, что действуют в их интересах. Надо помнить, что такая тенденция существует, и быть начеку, чтобы зачинщики ссоры не увлекли вас за собою обманом (Хаей адам).

НЕ ПОСТУПАЙ КАК КОРАХ И ЕГО ОБЩИНА (Бемидбар, 17:5)

Это запрет устраивать подобные споры (Санѓедрин; Мишна брура).

  • 1. Мы должны уклоняться от споров в корыстных целях. Это нарушение не только серьезно само по себе, но еще порождает многие другие: неоправданную ненависть, злословие, сплетни, гнев, оскорбления, унижающие слова, месть, зависть, проклятия и хилуль АШем (осквернение святого Имени) (Шмират алашон).

Привычка ссориться и спорить может стать страстью. О чем бы ни говорили, человек тут же вмешивается, начинает спорить. Ему нравится чувствовать себя правым, он хочет, чтобы последнее слово осталось за ним и спорит ради спора. Надо сознавать, что есть такое явление (Рав Шимшон Рафаэль Ѓирш, Из мудрости Мишлей).

  • 2. Когда вы обнаружили, что ввязались в спор, сразу прекращайте. Некоторые стесняются вдруг прервать спор, но следует помнить слова мудрецов: «Лучше человеку, чтобы другой всю жизнь считал его дураком, чем хоть миг он бы выглядел плохо в глазах Бога» (Шмират алашон).
  • 3. Не следует принимать участие и в наследственной вражде. Сыновья Кораха не последовали за отцом в его споре с Моше, поэтому были спасены, а их отец погиб (там же).
  • 4. Большая мицва — остановить застарелую вражду. Не унывайте, если усилия не увенчались успехом. Всегда есть надежда, что следующая попытка будет удачнее (там же).
  • 5. Если люди поссорились и помирились, они не должны потом говорить: «Я поссорился с тобой, потому что ты сделал мне так-то и так-то». Даже если при этом не имеют в виду ничего плохого, такие слова вполне могут привести к возобновлению ссоры, потому что второй в ответ захочет сказать: «Нет, это была твоя вина» (Орхот цадиким)
  • 6. Если человек говорит лашон ара, он нарушает этот запрет, что приводит к продолжению ссоры (Хафец Хаим).
  • 7. Когда человека оскорбляют или не проявляют к нему уважения, он не должен рассказывать об этом жене (Авот дераби Натан). Такой рассказ может быть рехилут (сплетней) и привести к спору и ссоре (Хафец Хаим).
  • 8. Следует приучать детей с малых лет, чтобы избегали споров и ссор. Маленькие дети часто сердятся и спорят из-за пустяков, и если родители не будут их поправлять, эта привычка может остаться у них на всю жизнь (Маане рах).
  • 9. Когда члены семьи отдаляются друг от друга из-за взаимных оскорблений и обид, примирение бывает очень трудно достичь. Мишлей сравнивает это с «входом в укрепленный город». Разногласия в семье подобны засовам замка, которые так трудно открыть (Из мудрости Мишлей).
  • 10. Очень часто споры и ссоры начинаются из-за совершеннейшей ерунды, и если вы обнаружите, что уже начали спорить, спросите себя (и другую сторону): «А это действительно имеет значение»?
  • 11. Хотя мы должны стараться избегать участия в спорах, но, если человек или группа людей пытаются установить некий порядок, который противоречит Торе, мы должны этому противостоять (Хафец Хаим, Биур ѓалаха к Орах хаим).
  • 12. Достойно спорить о ѓалахических проблемах, о том, что говорит Тора, но при этом участники спора должны друг друга любить (Кидушин). Рав Йонатан Эйбишюц дает определение спора ле-шем шамаим — «во Имя Небес» — с чистыми намерениями, который преследует только высокие цели, связанные с пониманием и соблюдением воли Всевышнего, спора, который разрешается и рекомендуется вести. «В таком споре обе стороны расходятся только в пункте спора, но при этом относятся друг к другу с глубоким уважением. Такие споры вели Ѓилель и Шамай, они вели ѓалахические диспуты, но при этом были близкими друзьями» (Йевамот).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше