Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Община, Кавана
Раши объясняет это так: «В конце концов, устоит — его замысел будет удачен и устойчив».
Его объяснение само нуждается в объяснении. Когда он говорит об «устойчивости», он имеет в виду тот замысел, ту цель, которой подчинено это собрание, — именно этот замысел должен оказаться удачным и устойчивым. Однако теперь непонятно, почему мишна не сказала прямо: «Замысел во имя Небес, в конце концов, устоит»?! Возможно, Раши намеревается подчеркнуть, что даже если собралось много народу и высказаны различные мысли, принятое решение сможет стать долговременным лишь тогда, когда было выработано ради Небес, а в противном случае не сможет сохраниться надолго. Однако мне представляется правильным другое объяснение.
Когда мишна говорит о собрании, которое собралось во имя Небес, она имеет в виду, что благословенный Б-г постоянно пребывает с Собранием Израиля. В Мидраше (Сифри, Браха) об этом говорится так: «И стал Царем в Йешуруне» (Дварим 33:5), — когда народ Израиля объединен общим замыслом, великое Имя Б-га прославлено вверху. Стих говорит об этом: «И стал Царем в Йешуруне» — когда? — «когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». И затем Мидраш говорит: И также сказано (Амос 9:6): «Он строит в Небесах свои хоромы, а Его единство на Земле основано». Раби Шимон, сын Йохая, сказал: «Это можно сравнить с поставленными рядом двумя кораблями, которые человек крепко связал и воздвиг сверху дворец. Пока корабли остаются связанными, дворец стоит, но стоит им разойтись — и он рухнет».
Вот что это означает. Благословенный Б-г связывает и объединяет разрозненные явления, давая им возможность образовать единое целое. Поэтому если народ Израиля объединяется в одном замысле, тогда оказывается прославленным имя Б-га как Царя, властвующего над общностью. Ведь это именно царская прерогатива — воцариться над всей общиной без изъятия! В этом и состоит смысл приведенного выше стиха: «И стал Царем в Йешуруне, когда собрались главы народа, вместе все колена Израиля». Притча с дворцом, стоящим, пока корабли не разошлись, призвана показать, что когда евреи связаны воедино, царское величие Б-га покоится на них и возносится ввысь, потому что царь властвует над общностью. Поэтому в этом случае Его царский дворец может существовать. Но если евреи разобщены, то и царский дворец Б-га, если только можно так выразиться, не может существовать, поскольку в мире нет народа, над которым этот дворец мог бы вознестись. Указание на это содержится в самом имени Израиля, в которое (на святом языке) составной частью входит Имя Б-га. И ты постоянно можешь видеть, что там, где возникает собрание, то есть, объединение чего-либо воедино, там же присутствует Б-г.
Поэтому мишна утверждает, что община, которая собралась во имя Небес, в конце концов, устоит. Если собрание посвящено Б-гу, естественно, что Его Имя будет поддерживать это собрание, — ведь Б-г постоянно присутствует вместе с Общиной Израиля! А если собрание не посвящено Его Имени, оно не сможет устоять, поскольку среди евреев начнутся раздоры и споры. Должно ведь быть так, чтобы в общине Израиля присутствовал Б-г, но если эта община существует не во имя Небес, Б-г в ней не присутствует и не поддерживает ее — поэтому она и не может существовать.
И тебе следует знать, что люди по природе своей разделены, существуют по отдельности, и никакое объединение для них не естественно. Они могут создать общину лишь благодаря тому, что Б-г соединяет их и связывает в одно, как всякий царь своей властью объединяет подданных в единое целое. Поэтому, если община не создана ради Небес, она не сможет устойчиво существовать: Б-г не стал для нее объединяющей силой, а сами по себе люди стремятся разделиться и обособиться. А если ее предназначение ради Небес, она будет существовать благодаря тому, что Б-г будет поддерживать ее единство. И когда ты постигнешь это, тебе все станет ясно. И более подробно это было разъяснено в комментарии на слова мишны (Авот 3:2): «Молись за благополучие государства…»
А причину того, что это наставление поставлено после слов раби Элиэзера, сына Яакова, мы уже несколько раз объясняли, и состоит она в том, что раби Йоханан Асандлар жил в одно время с раби Элиэзером или сразу после него. Ты сам можешь увидеть, что глава начинается с наставлений Бен Зомы и Бен Азая, которые жили во времена раби Акивы, затем говорят раби Йоханан, сын Броки, и раби Ишмаэль, которые тоже жили все в одном поколении. А вслед за ними приведены слова раби Йоси, раби Меира, раби Йоханана Асандлара, раби Элазара, сына Шамуа, раби Йегуды и раби Шимона, которые тоже принадлежат к одному поколению. Поэтому ясно, что в мишне они расположены согласно порядку смены поколений. Если же ты хочешь найти содержательную связь между этими отрывками, нужно будет сказать вот что.
Мишна говорит здесь о собрании потому, что в предыдущей мишне речь шла о раскаянии и добрых делах как о щите перед бедствием. Мы ведь объяснили тебе, что раскаяние — это поступок, связанный с уровнем Б-жественности, и добрые дела — это тоже исполнение Б-жественных заповедей, и что именно по этой причине они могут послужить щитом перед бедствием, то есть, помочь человеку существовать. Ведь Б-жественные, духовные явления сами по себе обладают существованием! И теперь мишна добавляет, что с Б-жественностью может быть связана и община, в случае, если объединилась во имя Небес. В этом случае Б-г присутствует в этой общине и придает ей существование. По-видимому, именно поэтому мишна выбрала слово собрание, а не «община», например: на святом языке это слово завершается двумя буквами, образующими одно из Имен Б-га, то есть, само слово указывает на то, что это собрание неразрывно связано с Б-гом. И это объяснение понятно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?