Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Конец времен, Шмита, Предсказание, Беар, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Йовель
Весь мир в целом и все его части, относящиеся как к нижним, так и к высшим мирам, — конечны. Когда Б-г сотворил их, Он вложил в них способность просуществовать определенное время, и когда это время заканчивается, больше они существовать не могут. Ведь в мире нет ничего вечного, кроме Б-га благословенного, и ничего, что предшествовало бы Ему. Мудрецы Торы из нашего народа приняли это знание и заповедали потомкам тоже верить в это. Эта наша вера основана на великих основаниях и на множестве доказательств из Торы, Пророков и Писаний, а также из речений наших святых мудрецов благословенной памяти, воспринятых ими по традиции от прежних пророков.
Нам следует знать, что они раскрывают нам тайну двух путей прекращения существования мира. Первый — это частичное разрушение мира. После этого разрушения небо и земля останутся такими же, как были, а уничтожены будут первичные стихии и те составные вещи, которые из них образованы. Тогда на всей Земле, под всем небесным сводом воцарится разруха. И нашим мудрецам известно, что это частичное разрушение постигнет мир в седьмом тысячелетии от его сотворения. Именно его подразумевали рав Катина и Тана девей Элияу, когда сказали: «И одно (тысячелетие) — меч». Имеется в виду, что поток блага Свыше прервется и не будет больше достигать земли. Намек на это разрушение содержится в заповедях шабата и праздника Песах, и на него же намекает заповедь Седьмого года. Б-г повелел: «Шесть лет засевай свое поле…, а в седьмой год отстранись от него и забрось его». Имеется в виду, что при этом разрушении сами небо и земля уцелеют, но все, что заполняет землю, будет уничтожено.
А второе разрушение будет полным и всеобъемлющим. Тогда совершенно все, включая небеса и землю, вернется к полному небытию, абсолютному несуществованию. Это разрушение символизирует заповедь Пятидесятого года. Нам сообщается, что когда пройдут «семь семилетий», то есть, семь раз по семь тысяч лет, и наступит пятидесятая тысяча лет существования мира, будет уничтожено все: и Высший, и нижний миры, и структура, и материал, и все вернется к абсолютному несуществованию, и станет так, как было до сотворения мира. Поэтому стих говорит: «В этот год Йовеля (пятидесятый год) вернется каждый к своему уделу».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»