Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

ПРОДАЕТЕ ВЫ ИЛИ ПОКУПАЕТЕ У БЛИЖНЕГО, НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА (Ваикра, 25:14)

Тора запрещает обманывать при продаже (Хинух).

  • 1. Вы обязаны предупредить покупателя обо всех дефектах вещи, которую продаете, даже если ее цена вполне ей соответствует (Хошен мишпат). Мудрецы говорят: «Кто украл даже самую мелкую монету, будто забрал у другого человека душу» (Бава кама).

Вы спросите, как же повлиять на людей, чтобы купили ваш товар? Надо понимать, что есть огромная разница в методах. Если вы стараетесь раскрыть покупателю истинную красоту и ценность товара — это хорошо и правильно. А если пытаетесь скрыть изъяны, это мерзко и запрещено. Это основной принцип в торговых отношениях.

«Кто совершенствует себя в том, что связано с желанием приобрести, достигает очень высокого уровня. Многие поднимаются в иных отношениях, но не обретают совершенства в отказе от нечестного обретения» (Месилат йешарим).

  • 2. Запрещено незаслуженно хвалить свой товар (Сфат томим).
  • 3. И подкрашивать старое, чтобы придать ему вид нового (Хошен мишпат). Но разрешается чистить новые вещи и придавать им блеск, чтобы выглядели привлекательнее (Арух ѓашулхан, Хошен мишпат).
  • 4. Запрещено смешивать плохие и хорошие плоды, чтобы выдать за плоды более высокого качества (Хошен мишпат).

Раввину города Э. Х. Майзелю сообщили, что продавцы разбавляют молоко водой. Он вызвал к себе владельцев молочных и сказал: «Мне задали очень сложный ѓалахический вопрос о смеси молока и мяса. Дело касается значительной потери денег, но если молоко не цельное, можно найти облегчение».

Владельцы молочных без колебания ответили, что все разбавляют молоко водой. Услышав это признание, рав Майзель стал резко порицать их за обман покупателей и предупредил: «Если с этого момента я обнаружу, что кто-то из вас разбавляет молоко, наложу на его товар запрет» (Йехидей сгула).

  • 5. Владельцу магазина разрешается давать сладости и орешки детям, чтобы они и их родители ходили к нему в магазин. И он имеет право продавать товары дешевле рыночной цены, чтобы люди у него покупали (Хошен мишпат).
  • 6. Запрещено говорить неправду о цене вещи. Этот запрет нарушает продавец, продавая дороже рыночной цены, и покупатель, когда платит дешевле рыночной цены — если продавец не знает эту цену (там же).
  • 7. При обмане на сумму менее одной шестой стоимости, сделка считается действительной, но шестую часть суммы следует вернуть.
  • 8. Если обман больше одной шестой, пострадавший имеет право аннулировать сделку (Хошен мишпат).
  • 9. Какое время с момента заключения сделку можно расторгнуть, если обман превысил одну шестую, или потребовать возврата денег, если обман на одну шестую?

Лимит времени есть только у покупателя, который должен показать вещь, находящуюся в его владении, эксперту для консультации. Но если обманут продавец, время для его заявления не ограничено, когда речь идет о нестандартных вещах. А когда о стандартных вещах, то время, нужное, чтобы справиться о рыночной цене (там же).

  • 10. Если продавец открыто предупреждает покупателя, что рыночная цена вещи десять долларов, а он ее продает за пятнадцать — сделка действительна. То же касается покупателя, если предупреждает продавца, что рыночная цена вещи пятнадцать долларов, а он готов купить только за десять, и чтобы потом на него не было никаких нареканий. Тогда продажа действительна. Это не обман (там же).

А если покупатель или продавец просто говорят, что не хотят потом никаких споров, но не называют рыночную цену вещи, то это обман, и сделка недействительна (там же).

  • 11. Если продавец прямо говорит покупателю: «Я купил вещь за такую цену, а это моя прибыль», то потом покупатель не может иметь к нему претензий о цене вещи (там же).
  • 12. Бейт дин (раввинский суд) обязан назначить человека проверять, чтобы хозяева магазинов не брали слишком много за основные продукты питания — такие как масло и мука — не более одной шестой того, что заплатили сами. Речь идет только об оптовых продавцах, которые покупают много и сразу продают. Но владелец магазина, продающий товары постепенно, может подсчитать все расходы и денежную стоимость труда и продавать товар на одну шестую дороже общей суммы расходов. А при росте цен на рынке, имеет право соответственно поднимать и свою цену.

Это относится только к случаям, когда бейт дин может обязать абсолютно всех местных владельцев магазинов продавать товары по определенной цене. Но если в некоторых магазинах будут продавать товары по более высокой цене, то и в других магазинах не обязаны продавать за меньшую цену (там же; Сефер меирот эйнаим).

Короче, запрет выигрывать при продаже больше одной шестой стоимости товара, чем при его покупке (если с покупателя брали не больше рыночной цены), требует исполнения далеко не всегда.

Согласно Талмуду, в День Суда человеку зададут шесть вопросов. И первый — был ли он честен в делах (Шабат).

НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА; И БОЙСЯ БОГА ТВОЕГО, ИБО Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ (Ваикра, 25:17)

Этот стих запрещает говорить то, что причиняет людям боль (Бава мециа), даже если эти слова, казалось бы, не вызывают смущения или стыда (Хафец Хаим, Введение; Беер маим Хаим). Тора пишет: «Бойтесь вашего Бога», потому что иногда люди намеренно отпускают как бы невинные замечания, полные яда (Раши).

  • 1. Запрещено говорить все, что причиняет боль. Все, что вы бы не хотели услышать, не говорите другим. Помните об этом постоянно, случайные слова могут вызвать большие страдания (Пеле йоэц, раздел Ѓанаа).

Расстроить кого-то — хуже, чем причинить материальный ущерб. Деньги можно вернуть, а страдания… Обман бьет по карману, а обидные слова по человеку (Хошен мишпат).

Раби Шимон бен Гамлиэль сказал своему слуге Тави: «Пойди на рынок, купи самой хорошей еды». Пошел и принес язык. Снова послал его и велел купить самой плохой еды. Тот опять принес язык.

— Что это, — спросил раби Шимон, — я тебе сказал принести самой хорошей еды — ты принес язык, а когда велел принести самую плохую еду, опять принес язык?

Тави ответил:

— С языка может сойти что-то хорошее и плохое. Когда язык хорош, нет ничего лучше. А когда плох — нет ничего хуже (Ваикра раба).

  • 2. Запрещено причинять словами страдания, даже если вы с человеком наедине. Но когда кто-то при этом присутствует, это преступление еще тяжелее (Хафец Хаим).
  • 3. Особенно внимательно муж должен относиться к жене. Женщины чувствительнее мужчин и легко могут расплакаться (Хошен мишпат).
  • 4. Запрещено спрашивать у продавца, сколько стоит товар, если вы не думаете его купить, это порождает у него напрасные надежды (там же). Если вы входите в лавку и интересуетесь ценой, не собираясь покупать, вы должны прямо сказать продавцу, что вам просто любопытно узнать.
  • 5. Если кто-то интересуется, где купить какую-то вещь, не говорите, чтобы пошел туда, где ее не продают (там же). Например, если спрашивают, где купить молоток, нельзя послать человека в булочную. Подобные шутки — нарушение запрета из Торы.

Даже если слова сразу не вызывают стыда и смущения, но вызовут потом, их нельзя говорить.

  • 6. Запрещено напоминать человеку о проступках его или его семьи, это вызывает неприятные чувства (там же). Никогда никому не говорите: «Помню, как ты…».
  • 7. Запрещено называть кого-то позорной кличкой. Даже если он сам употребляет это прозвище, вам нельзя им пользоваться, чтобы его пристыдить (там же). Тем более запрещено оскорбительно называть целую группу людей.

Хазон Иш советовал не давать детям странных имен, которые могут вызвать их страдания, когда они вырастут (Работейну).

  • 8. Запрещено обижать кого-то даже жестом или знаком (Шулхан арух арав).
  • 9. Даже если вы огорчили кого-то ненамеренно, например, шуткой, вы все равно нарушили этот запрет (Ховат ашмира). Поэтому серьезность нарушения не уменьшается, если сначала сказать человеку что-то неприятное, а потом добавить: «Ну, я просто шучу».
  • 10. Никогда никого не называйте некрасивым и уродом. Вы не только делаете человеку больно, но еще порицаете этим его Творца (Таанит).
  • 11. Будьте внимательны, не вызывайте у детей душевных страданий — только если необходимо их поправить. Это относится и к своим детям (Хинух).

Многие пугают детей жестами, хотя не станут так поступать с взрослыми. Надо относиться к чувствам ребенка так же внимательно, как к чувствам взрослого.

Услышав, как кто-то пугает ребенка: «Я про тебя все расскажу твоему учителю», Хазон Иш сказал ему, что он нарушает запрет Торы расстраивать кого-нибудь, поскольку сказал это не в конструктивных целях (Работейну).

Сына р. Плискина в первый день в первом классе дети начали дразнить «рыжим», и ребенок пришел домой в слезах. «Завтра внимательно считай, сколько раз тебя будут дразнить, — сказал отец, — за каждый раз получишь деньги на сладости». На другой день при слове «рыжий» мальчик начинал улыбаться, что вызвало недоумение. Стоило ему обмолвиться в классе о словах отца, как его тут же перестали дразнить[1].

Родителям важно научиться подобным приемам, описанным в традиционной и современной литературе.

  • 12. Родители и учителя должны приучать детей не делать больно ни друзьям, ни одноклассникам, ни родственникам.
  • 13. Недостойно кричать на других. Есть мнение, что как тот, кто поднимает на человека руку, называется раша (злодей), так и тот, кто поднимает голос (Ашламат амидот).

«Всегда говори с людьми тихо». Это один из советов, который дал сыну Рамбам в знаменитом Игерет аРамбам (Послании Рамбама к сыну). Он добавляет, что это остановит его гнев. Когда чувство гнева поднимается в человеке, следует заговорить пониженным тоном, шепотом — и гнев пройдет.

  • 14. Если выражение вашего лица кому-то неприятно, то, делая такое лицо, вы нарушаете этот запрет (Мицвот ашалом).
  • 15. Когда кто-то показывает свою покупку, следует ее похвалить (если, указав на недостатки покупки, вы не принесете человеку практическую пользу). Тем более, когда человек женится, следует хвалить его выбор (Ктубот). Никогда не говорите никому после брака: «Мог бы выбрать и лучше». Такие слова вызывают большую сердечную боль.

Не следует говорить, что купили такую же вещь, но дешевле (если пользы от этих слов не будет), потому что человеку неприятно это слышать (Пеле йоэц, раздел Дерех эрец).

  • 16. Если слова хоть на секунду вызывают неприятное чувство, вы нарушили запрет Торы (Ковец игрот Хазон Иш).
  • 17. Но вы не нарушаете эту заповедь, отвечая, когда с вами плохо обращаются. Тора не требует, чтобы человек был нечувствителен, как камень. Но обычно — кто не обижает других, того не обижают. И хотя ответ на обиду не нарушение запрета, лучше все-таки промолчать (Хинух).
  • 18. Запрещено оскорблять человека, в том числе высказыванием о недостатке интеллекта, и так далее.
  • 19. Негативные отзывы о человеке, связанные с его прежним местом жительства, запрещены.
  • 20. Запрещено напоминать человеку о прошлых ошибках, за которые он уже просил прощения.

Например, если завтра повторит ошибку, нельзя говорить, что он так сделал и вчера, если конфликт был улажен.

  • 21. Запрещено унижать во время похвалы и под видом «помощи».
  • 22. Также запрещены, поскольку причиняют боль, циничные высказывания, насмешки, пошлости и передразнивание. А также методы и тактика, вызывающие повышенное чувство вины; утрирование и подчеркивание; намеки; ярлыки; сравнение взрослых и детей с другими людьми; пессимистические высказывания, приносящие только боль, и молчание, причиняющее боль.

Человеку на грани бедности мы обязаны помочь найти средства к существованию

ЕСЛИ ОБЕДНЕЕТ ТВОЙ БРАТ И ПРИДЕТ У ТЕБЯ В УПАДОК, ПОДДЕРЖИ ЕГО (Ваикра, 25:35)

Рамбам пишет, что здесь речь идет о высшем уровне благотворительности: бедному дают ссуду или подарок, берут его в деловые партнеры или находят ему работу — не дожидаясь, когда обратится за помощью (Ѓилхот матанот аниим).

Сифре сравнивает это с тяжелой ношей осла. Пока стоит под ней, ему легко помочь. А когда упал, его трудно поднять даже пятерым.

  • 1. Если у кого-то нет работы, большая мицва — найти ее для него. Если не можете нанять его сами, поговорите о нем с другими людьми (Аѓават хесед).
  • 2. Когда кто-то нуждается в деньгах, чтобы начать дело, большая мицва — дать ему возможность возвращать деньги малыми частями, а если потребовать возврата сразу всей суммы, он может оказаться на том же месте, откуда начал (Аѓават хесед, там же).
  • 3. Если чьи-то средства ограничены, а вы дали подарок, который позволил ему начать бизнес, вы исполнили эту мицву. Например, при пожаре сгорела чья-то лавка, и владельцу нужны деньги, чтобы открыть новую лавку; или у женщины умер муж, и нужны средства, чтобы открыть дело. Мидраш говорит, что тому, кто помогает людям в таких обстоятельствах, даруется долгая жизнь (там же).
  • 4. Если вы говорите лашон ара, и в результате кто-то теряет средства к существованию, вы нарушаете эту заповедь (Хафец Хаим, Введение, позитивная заповедь 4).

Во время показательного выступления нового кантора в синагоге сосед р. Шмуэля Ѓуминера из Иерусалима начал вставать с места, потому что его позвали из коридора, чтобы поговорить. Рав Ѓуминер сказал ему: «Пожалуйста, подожди, пока кантор закончит. Если сейчас выйдешь, экзаменаторы могут подумать, что ты им недоволен» (Мориа).

  • 5. К исполнению этой заповеди относится и ситуация, когда человек в стесненных обстоятельствах не хочет просить помощи и продает то, что вам не нужно, но вы покупаете, чтобы дать ему свести концы с концами (Йосеф омец).
  • 6. Магид из Дубно говорит, что давать в долг тому, кто нуждается, чтобы мог прожить — это хесед, делающий благо многим людям.

Хафец Хаим был хозяином маленькой бакалейной лавки, которой занималась его жена. Все покупатели очень высоко ценили его честность и отменное качество торговли. Например, то, что могло испортиться, никогда не выставляли на продажу, все гири были точными, а цены соответствовали ѓалахе. Поэтому жители Радина толпами шли в его лавку. Но Хафец Хаим не радовался успеху, он боялся отбить покупателей у других бакалейщиков и решил закрывать лавку после обеда, чтобы и другие могли заработать (Рав Шмуэль Плискин, Дер Хафец Хаим).

НАД БРАТЬЯМИ ВАШИМИ, СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, НАД БРАТОМ СВОИМ НЕ ВЛАСТВУЙ ЧРЕЗМЕРНО (Ваикра, 25:46)

Этот стих об эвед иври (рабе-еврее)[2]. Запрещено было давать ему работу без ограничения. Хозяин не имел права сказать: «Работай, пока я не приду», потому что это работа без конкретного срока. Он должен был установить границу, например: «Работай до двух часов». Кроме того, запрещалось нагружать его ненужной работой, только чтобы занять, даже легкой работой. И сегодня, когда нет эвед иври, эта заповедь имеет практические приложения. Если так следует относиться к рабу, тем более — к своим служащим (Хинух).

Рабейну Йона пишет об этой заповеди: «Человек не должен тиранить ближних. Если его боятся или смущаются, когда он говорит, ему запрещено давать людям даже малейшие поручения, а предлагать только то, что соответствует их желанию и делается для их блага» (Шаарей тшува).


[1] Редактор книги слышал от рава Плискина.

[2] Статус эвед иври (еврея, раба еврея) сохранялся только в период, когда в стране отмечали юбилейные годы. Тогда еврей должен был выйти на свободу, независимо от его желания. А юбилейный год (йовель, каждый пятидесятый год) соблюдался только, когда на Земле Израиля проживали все двенадцать колен. После прекращения действия правил юбилейного года (когда Санхериб увел в изгнание колена, населявшие северное царство Израиль) перестал функционировать и институт продажи евреев в рабство (Арахин). До этого еврей, который так обеднел, что был не в состоянии уплатить долги и прокормить семью, мог продать себя в рабство на срок до шести лет. Или раввинский суд мог присудить к продаже в рабство еврея, который украл и потратил деньги, так что не мог вернуть стоимость украденного. В этом случае уплаченные за него деньги возвращали в качестве компенсации потерпевшему. На седьмой год эвед иври мог по своему желанию выйти на свободу не обязанный ничем хозяину.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»