Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Лашон а-ра, Тазриа, Мецора, Проказа, Зелиг Плискин, Мера за меру
БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ И ААРОНОМ, И СКАЗАЛ: КОГДА ВОЗНИКНЕТ У ЧЕЛОВЕКА НА КОЖЕ ТЕЛА ОПУХОЛЬ, ЛИШАЙ ИЛИ ПЯТНО И БУДЕТ [выглядеть] КАК ЯЗВА ПРОКАЗЫ [цараат], ПУСТЬ ПРИВЕДУТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:1, 2)
Весь раздел Тазриа учит, как следить за своим языком. Рамбам пишет, что болезнь цараат была сверхъестественной болезнью, посылаемой свыше, в наказание за лашон ара. Многие комментаторы указывают, что цараат не являлась «проказой» — как обычно переводят это слово.
ПУСТЬ ПРИВЕДEТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:2)
Магид из Дубно объяснял, что многие говорят лашонара, не сознавая силу слов. И часто заявляют: «Я же ему ничего не сделал, только сказал несколько слов».
Слова могут разрушать и уничтожать. Погубить репутацию, поссорить друзей, подорвать процветающий бизнес. Поэтому мы должны пользоваться словами осторожно, как опасным веществом.
Мецора, пораженный цараат за то, что говорил лашон ара, получает урок о том, как важно даже одно слово. Он должен пойти к священнику, чтобы тот сказал ему мецора он или нет. Одно слово священника: мецора — «Не чист!», и его изолируют от общества. И не будет больше мецора недооценивать разрушительную силу слов (Оѓель Яаков, Мецора).
ПРОКАЖЕННЫЙ, У КОТОРОГО НЕГА [проказа], — ПУСТЬ ОДЕЖДА ЕГО БУДЕТ РАЗОРВАНА, ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ НЕОСТРИЖЕНЫ, ПОКРОЕТ ГОЛОВУ ДО ГУБ И КРИЧИТ: НЕЧИСТ! НЕЧИСТ! (Ваикра, 13:45)
Хафец Хаим объясняет, что он должен разорвать на себе одежду и не стричься, чтобы научиться скромности. Цараат — наказание за лашон ара. Когда человек считает себя лучше, выше других, он позволяет себе говорить о других плохо. А если сознает свои слабости и плохие поступки, не станет осуждать других. Его несчастье, посланная ему болезнь, научит его не смотреть на других свысока (Шмират алашон).
И БУДЕТ КРИЧАТЬ: «НЕЧИСТ! НЕЧИСТ!» (Ваикра 13:45)
Талмуд говорит, что прокаженный кричит «Нечист, нечист!», чтобы окружающие знали о его болезни и могли помолиться о его выздоровлении. Талмуд добавляет, что это относится ко всем, кто страдает. Они должны оповестить о своей беде, и люди будут молиться, чтобы Бог его простил (Сота).
Услышав, что кто-то страдает, мы должны молиться о нем, даже если нас не просили.
Хафец Хаим пишет, что этот принцип специфически упомянут в отношении мецоры. Зоѓар разъясняет, что молитвы того, кто говорит лашон ара, не принимаются. Поскольку мецора злословил, его молитвы не помогут. Он нуждается в других людях, чтобы они за него молились (Шмират алашон).
ВСЕ ДНИ, ЧТО ПРОКАЗА ОСКВЕРНЯЕТ ЕГО, …БУДЕТ ОДИН — ВНЕ СТАНА МЕСТО ЕМУ (Ваикра, 13:46)
Изоляция прокаженного дает ему время подумать и заглянуть в себя. Теперь он должен вспомнить всех, кто из-за него разошлись, счастье которых он разрушил. Удаленный от общества, он теперь испытывает одиночество и горечь, которые когда-то они пережили из-за него.
Рав Исраэль Салантер сказал: «Если человек говорит, что рав не может петь, а хазан не талмид хахам, он виновен в лашон ара. Но если говорит, что рав не талмид хахам и хазан не может петь, — это равносильно убийству» (Тнуат ѓамусар).
БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ О ПРОКАЖЕННОМ [мецора] В ДЕНЬ ЕГО ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО ПРИВЕДУТ К СВЯЩЕННИКУ (Ваикра, 14:1, 2)
Мидраш (Ваикра раба) говорит, что слово мецора (человек, пораженный цараат) состоит из начальных букв выражения моци шем ра (создает плохое имя — сплетничает, наговаривает, клевещет). В наказание он заболевает цараат. Мидраш к стиху иллюстрирует связь этой болезни и лашон ара:
Один торговец ходил из деревни в деревню в окрестностях Ципори (Галилея) и кричал: «Кто хочет купить эликсир жизни?»
Раби Янай услышал и позвал к себе, сказав, что хочет купить. Но разносчик ответил: «Тебе и подобным тебе такой товар не нужен».
Но раби Янай настоял, чтобы разносчик продал ему. Тогда, вынув книгу Теилим, разносчик показал ему стих: «Кто человек, который хочет жить и любит долгие дни, чтобы видеть добро? Береги язык свой от зла и уста свои ото лжи» (Теѓилим).
И воскликнул раби Янай: «Всю жизнь я читал этот стих и никогда по-настоящему не понимал, пока не пришел этот разносчик и не сказал мне: Кто человек, который хочет жить…»
Комментаторы отмечают, что разносчик выбрал деревни близ Ципори (около Тверии), чтобы нести там послание о необходимости беречь от зла язык. В это место приезжали подышать целебным воздухом многие больные (см. Ктубот), и разносчик учил их искать исцеления не только для своих тел, но и для душ, оберегая свой язык (Диврей Нафтали).
ЭТО БУДЕТ ЗАКОН О ПРОКАЖЕННОМ В ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ К СВЯЩЕННИКУ, А СВЯЩЕННИК ВЫВЕДЕТ ЕГО ИЗ СТАНА И ОСМОТРИТ, ИСЦЕЛИЛАСЬ ЛИ ОТМЕТИНА ПРОКАЗЫ (Ваикра, 14:2,3)
Какие же средства требуются, по Торе, чтобы очистить мецору, когда он уже очистился физически: «Тогда повелит священник взять для проходящего очищение двух живых чистых птиц, кедрового дерева, красную нить и эзова (травы)» (стих 4). Тора продолжает еще долго описывать все средства и процедуру, необходимые для духовного очищения. Это учит нас тому, сколь тяжким грехом является лашон ара и как следует удаляться от этого греха (Хохма умусар).
ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СВЯЩЕННИК ОДНОГО БАРАНА, ПРИНЕСЕТ В ПОВИННУЮ ЖЕРТВУ С ЛОГОМ [мера жидкости] МАСЛА И ВЗМАХИВАЕТ ЭТИМ КАК ПРИНОШЕНИЕМ ВЗМАХИВАНИЯ ПРЕД БОГОМ (Ваикра, 14:12)
Сфорно объясняет, почему мецора должен был принести повинную жертву. Тот, кто говорит лашон ара, обычно делает это тайно, не сознавая до конца Божественное всеведение Вездесущего. Он, как и тот, кто неправильно использовал священную собственность (меила), должны принести повинную жертву Богу.
Эту идею разбирает и Йереим, объясняя талмудическое высказывание, которое приравнивает лашон ара к атеизму (Арахин). Злословящий принимает меры, чтобы его не услышал тот, о ком он говорит, но забывает, что Всевышний слышит каждое слово.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?