Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к Наполеону в среде раввинов Восточной Европы было неоднозначным. Одни приветствовали его желание дать евреям равноправие, другие боялись ассимиляции.

Среди трагедий и хаоса в еврейской жизни, вызванных погромами, ложными мессиями, Реформой и социально-политическими переменами в Европе, была одна светлая константа,которая гарантировала продолжение еврейской жизни и традиции. Это умножение изучения Торы, учености и книг. Как будто внутренний голос Израиля твердил себе, что лучшей защитой от всех внутренних событий будет интенсификация изучения Торы и усиление познаний в Торе. Взрывное распространение знания и творчества усилили первичность Торы в еврейской жизни, пробудили силы традиции и веры. Евреи повторяли слова царя Давида: «Если бы не Тора Твоя, отрада моя,пропал бы я в бедствии моем».1

Потоки еврейской учености широко разливались в восемнадцатом веке. Интерпретации Талмуда,основанные на трудах Раши,2 Тосафот3 и Ришоним4 продолжались и расширялись многими выдающимися учеными семнадцатого и восемнадцатого веков которых просто невозможно полностью перечислить. Как обычно, многих выдающихся ученых того времени мы просто не знаем, потому что они не оставили письменных работ.

Множество рукописей не было опубликовано, потому что у авторов не было на это денег. Эти рукописи, как и очень редкие и больше не печатаемые книги, были уничтожены Катастрофой, и это еще одна из неисчислимых потерь этого века. Нижеследующее перечисление только беглый взгляд на интеллектуальную мощь золотой эры творчества в Торе.

Среди главных комментаторов Талмуда этого времени следует назвать Яакова Йегошуа Фалька(16801754), раввина Фракфурта на Майне. Его труд При Йегошуа — один из основных в талмудической интерпретации. Другой выдающийся пример из этой же сферы — рав Йехезкель Ландау (1713—1793) из Праги. Его книга Целах (акроним Циюн ленефеш хая) обрела широкую популярность и высоко ценилась. А сам он был одним из крупнейших законоучителей своего времени. Его ответы на галахические вопросы были изданы под названием Нода беЙегуда. Эта книга стала классикой раввинской литературы и служила базой для начала многих последующих дискуссий о проблемах,поставленных современностью, развитием технологии и общества в Европе.1 Рав Ландау также принял активное участие в том, чтобы погасить пламя, поднятое обвинениями рава Яакова Эмдена против рава Йонатана Эйбишица. Он также решительно протестовал против перевода Библии на немецкий язык, который сделал Моисей Мендельсон, он верно предвидел,что его реформы поведут к ассимиляции и смешанным бракам.

Еще одним великим ученым того времени был рав Пинхас Горовиц (1730-1805), который стал раввином Франкфурта на Майне в 1771 году. Он родился в Литве и стал последователем ранних хасидских учителей. Его два главных комментария к Талмуду, Афлаа (к трактату Ктубот) и Макнэ (к трактату Кидушин) — выдающиеся примеры научного анализа и глубокой интерпретации, как и его комментарий к Торе — Паним яфот.Эти работы потом стали основными при начальном изучении Талмуда.

Два полных комментария к Иерусалимскому Талмуду были опубликованы в восемнадцатом веке. Для многих этот первый Талмуд оставался закрытой книгой, потому что не был снабжен таким подробным комментарием, как последующий Вавилонский Талмуд. Рав Моше Марголис(первый учитель Гаона из Вильно) из Кайдана (Литва) написал для этого Пней Моше. После его выхода второй комментарий, Корбан аэда, составил рав Давид Фрэнкел из Дессау (потом из Берлина). Он покрывает примерно половину этого Талмуда и более детализирован, чем первый комментарий. Вместе эти разъяснения позволили студентам изучать этот Талмуд, который с тех пор обычно печатаю вместе с этими комментариями.

Один из главных научных вкладов этого века сделал рав Арье Лейб акоэн Геллер (1754—1813) из Стрый(Галиция, Польша). В 1788 году он опубликовал свой великий труд Кцот ахошен,комментарий к разделу Шулхан аруха (главного, классического свода еврейского закона) по финансовым и гражданским вопросам. Его работа — это классический юридический анализ, разделяющий абстрактные законодательные концепции на основные компоненты. Его способность выявить концептуальные нюансы в почти аналогичных случаях разрешила многие трудные текстуальные проблемы о высказываниях Талмуда и Свода закона и разрешила многие конфликты в самом законе. Блеск этой работы сделал ее чрезвычайно популярной у современников и последующих поколений. Эта книга стало одной из основных в ешивах Литвы в следующем веке и до сих пор используется как образец раввинистической мысли и талмудических рассуждений. Он создал и другие важные работы, но они не получили такого распространения как этот шедевр.

Рав Яаков Лорбербаум из Лисы (1760-1838) написал Нетивот амишпат, сопутствующую Кцот ахошен. Обе эти работы были включены в Лембергское (Львовское) издание Закона в 19 веке и теперь считаются базовыми текстами законотворчества. Рав Яаков Лорбербаум написал еще много работ к Талмуду, Законам и Писанию и галахический комментарий к порядку молитв.

Еще один очень важный комментарий к Своду закона, При мегадим, вышедший в 1760 году, создал рав Иосеф Теомим (1712—1792), который сначала был меламедом (учителем начальной школы) в Лемберге, а потом раввином Франкфурта на Одере. Это комментарий на комментарии к Орах хаим и Йорэ деа — разделам Шулхан аруха, где он объяснял комментарии рава Давида аЛеви (Таза), рава Шабтая Коэна (Шаха) и рава Авраама Абале Гомбинера (Маген Авраам). Он интерпретировал трудные места и давал ясные обзоры разбираемой темы. Рав Теомим был не только выдающимся талмудическим ученым, но прекрасно владел ивритом и его грамматикой и обладал потрясающей логикой. Его введения к раздела Шулхан аруха — модели аналитической логики и упорядоченного изложения фундаментальных принципов и концепций, лежащих в основе групп законов. С тех пор почти все стандартные издания Шулхан аруха включают и комментарий При мегадим.

Умножение комментариев к Шулхан аруху угрожало затмить простоту самой работы. Столько усилий вкладывали ученые в изучение и анализ блестящих и стимулирующих суперкомментариев, что авторитетный характер самого источника уменьшался. Особенно для тех, кто не был ученым, им нужен был краткий и ясный свод закона, изложенный простым языком,описывающий повседневные практические ситуации.

Первым взялся за эту задачу рав Авраам Данциг (1748—1820). Он был учеником рава Йехезкеля Ландау из Праги и судьей в бейт дине (раввинском суде) Вильны во время Гаона из Вильно.Его два основных произведения были Хаей Адам и Хохмат Адам. Первое разбирает все религиозные законы о молитвах, благословениях, субботе, праздниках и тому подобное. Второе говорит о законах питания, ритуальной чистоте, трауре и похоронах. Обе книги стали основным законом для большинства восточноевропейских евреев. Они были написаны в этическом тоне и вселяли в читателей энтузиазм благочестия и служения Творцу.

Еще одним великим ученым того времени был раби Акива Эйгер (1761—1837), рав Позена в Пруссии. Его глубокая аналитическая респонса и работа о Талмуде до сих пор важная часть расписания всех ешив, постоянно выходят новые издания его работ. Он был великим ученым и непревзойден в поведении и скромности. Он был тестем рава Моше Софера,Хатам Софера, достижения которого мы уже обсуждали в этой книге.

Рав Яаков Райшер (время расцвета 1715—1730) был автором известной книги Швут Яаков и комментария к Шулхан аруху — Хок Яаков. Рав Йехезкель Катцеленбоген (время расцвета1713—1740, умер в 1749), рав АльтоныГамбурга, был автором раввинской респонсы Кнессет Йехезкель. Рав Меир Айзенштадт (умер в 1744) помогал возродить традицию учености Венгрии после вторжения Австрийской армии, разрушившей еврейскую жизнь. Он издал авторитетную респонсу Паним меирот. Рав Хаим Коэн Рапапорт(процветал в 1750-1780), раввин Львова, который упорно противостоял ереси Яакова Франка в

Польше и был одним ведущих ученых своего века, также создал книгу респонс, носящую его имя. Рав Иегуда Ашкенази, даян Тиктина, выпустил в 1725 году краткий комментарий Беер хейтев к Шулхан аруху. А рав Хизкия да Сильва (1659—1695) издал в 1705 году важный комментарий При хадаш.

Первую знаменитую раввинистическую энциклопедию Пахад Ицхак создал рав Ицхак Лампронти(16791756), раввин Феррары (Италия), он был врачем, лингвистом и философом (и учителем Рамхаля). Он расположил в алфавитном порядке все темы, которые обсуждает Талмуд и последующая законодательная литература. Эта книга стала стандартным текстом для ссылок всех последующих работ раввинов в сфере Талмуда,Шулхан Аруха и респонс. Первые шесть томов его труда вышли при жизни автора, а остальное оставалось в рукописи до середины девятнадцатого века, когда было опубликовано в Германии. Это великая энциклопедическая работа, выполненная без компьютера, помощников и других вспомогательных средств, остается классикой и основой для всех последующих трудов подобной формы и цели.

Среди знаменитых сефардских раввинов того времени надо упомянуть рава Иегуду Розанеса(1657—1727) из Константинополя, автора Мишне лемелех, комментария к Рамбаму;рава Иом Това Альгази (1727—1802) из Турции и Израиля, автора респонсы Рит Альгази; и великого библиофила и ученого рава Хаима Давида Азулая (1724—1806),называемого акронимом Хида. Он был плодовитым автором и, собирая средства для сефардских евреев Иерусалима, он много путешествовал. Он посещал библиотеки по всему миру6, идентифицируя и копируя утерянные еврейские манускрипты. Его влияние на еврейскую ученость было широким и длительным. Рав Хаим ибн Атар (1696—1743) эмигрировал из Феса в Иерусалим в 1742 году и умер там годом позже. Он создал выдающийся комментарий к Торе, Ор ахаим (акадош),получивший всеобщее признание и уважение, интерпретируя Тору и на простом и на кабалистическом уровне.

Тест цивилизации, ее жизненности — духовная и интеллектуальная сила в тяжелые времена. Когда еврейский мир сотрясали события восемнадцатого века, изучение Торы и творчество в этой сфере было почти непревзойденным, исключая великие достижения одиннадцатого и двенадцатого веков. Эти замечательные достижения свидетельствовали о жизненной силе традиционной еврейской жизни перед новыми бедами, которые ожидали ее. Способ выживания Торы и еврейского народа был установлен тогда для последующих веков. Несмотря на все сопротивление и посягательства, Израиль будет жить, а интенсификация изучения Торы останется средством, которое будет гарантировать его выживание.

1 Псалом 119:92.

3 Рабейну Шломо Ицхаки (1030-1096), учитель Израиля и главный комментатор Библии и Талмуда.

3 Несколько сот французских и немецких ученых. Многие из них были учениками или внуками Раши. В 12—13 веках они создали комментарий к Талмуду,ставший основой его дальнейшего изучения.

4 «Ранние» — другие комментаторы Талмуда, в основном из Испании, Северной Африки, Германии и Франции, с одиннадцатого до пятнадцатого веков.

5 Таких как вскрытие трупов, бритье бороды, ношение«нееврейской» одежды и так далее.

6 Включая Ватикан


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше