Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, относящиеся к назиру

206-я заповедь – запрещение назиру есть кожицу винограда. И об этом речение Ашема: “Во все дни его назарейства ничего, приготовленного из винограда – от зерен до кожицы, нельзя ему есть” (там же).

Назир, который съел не менее, чем кезайт виноградной кожицы, карается бичеванием.

 

 

 

Доказательством того, что каждый из этих пяти запретов – пить вино, есть виноград, есть изюм, есть зернышки и есть кожицу винограда – является самостоятельной заповедью, служит следующее: бичеванием наказывают за нарушение каждого из этих запретов в отдельности. Сказано в мишне (Назир 34б): “Наказывают за вино в отдельности и за виноград в отдельности, и за зернышки в отдельности, и за кожицу в отдельности”. И ясно сказано в трактате Назир (38б): “Назир, который ел свежий и сухой виноград, зернышки и кожицу, а также выжал гроздь и выпил, – карается бичеванием пятикратно”.

Мудрецы Талмуда (Назир, там же) предположили, что назир, употребляющий в пищу виноград и его производные, может быть наказан за это более пяти раз, – ведь в целом ряде случаев составители мишны не упоминают всех существующих запретов. Рассматривалась, например, возможность, что в приведенной выше мишне не упомянут запрет “...Он не должен нарушать своего слова” (Бемидбар 30:3). Однако ни один из мудрецов даже не предположил, что не упомянут запрет пить уксус, – ведь назир, который пил вино и пил уксус, не наказывается за это дважды, поскольку уксус запрещен ему только потому, что образовался на основе вина, как мы разъясняли: испортившись и превратившись в уксус, вино не перестало быть запрещенным.

И ты также должен знать, что все эти виды пищи, запрещенные для назира, объединяются в общий кезайт, и назир карается бичеванием, даже если съест один кезайт от всех видов вместе.

 

 

 

207-я заповедь – запрещение назиру принимать ритуальную нечистоту от мертвого тела (прикасаясь к нему или приподнимая ложе, на котором оно покоится). И об этом речение Ашема: “Из-за отца и матери, из-за брата и сестры – даже из-за них пусть он не нарушает своей чистоты по их смерти” (там же 6:7).

И если назир принял ритуальную нечистоту от мертвого тела – и такую нечистоту, которая обязывает его, прервав обет, состричь волосы, и такую нечистоту, которая к этому не обязывает, – он карается бичеванием.

 

 

 

208-я заповедь – запрещение назиру принимать ритуальную нечистоту, находясь под одной крышей с телом умершего. И об этом речение Ашема: “Во все дни, на которые он посвятил себя в назиры Ашему, нельзя ему подходить к умершему” (Бемидбар 6:6).

В Талмуде говорится (Назир 42б): “Ведь существует речение, запрещающее назиру принимать ритуальную нечистоту: “Пусть он не нарушает своей чистоты по их смерти” (Бемидбар 6:7). Зачем же сказано еще, что “нельзя ему подходить к умершему”? Чтобы научить, что назир, вошедший в помещение, где находится тело умершего, преступает тем самым два запрета Торы: “Пусть он не нарушает своей чистоты” и “Нельзя ему подходить к умершему”. И там же разъясняется, что, если назир вошел в помещение с умершим, коснувшись перед этим другого умершего и приняв ритуальную нечистоту от него, он наказывается бичеванием только один раз. Но если произошло так, что назир оказался в помещении с умершим и принял ритуальную нечистоту в одно и то же мгновение, он карается дважды: например, если он пришел навестить умирающего и оставался рядом с ним до наступления смерти – в таком случае он оказался под одной крышей с умершим и принял ритуальную нечистоту в одно и то же мгновение. Но если назир вошел в помещение, где уже находился умерший, – тогда он принял ритуальную нечистоту еще до того, как оказался под одной крышей с телом (ведь та часть его тела, которая оказалась первой под крышей, уже приняла ритуальную нечистоту – и назир стал ритуально нечистым до того, как оказался целиком в помещении), как разъяснено там – в соответствии с законами распространения ритуальной нечистоты.   

  

209-я заповедь – запрещение назиру сбривать волосы с головы. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Во все дни его обета бритва не коснется его головы” (Бемидбар 6:5).

И тот, кто обривает голову назира, тоже карается бичеванием – поскольку бреющий нарушает запрет в той же мере, как и тот, кого бреют. Нарушитель подлежит бичеванию даже в случае, если сбрит всего один волос.  

 

Все законы, связанные с назиром, разъясняются в трактате Назир, специально посвященном этим вопросам.

 

 

 

 

Двести десятая заповедь – запрещение сжинать весь урожай целиком. Но необходимо оставлять для бедных на краю поля часть урожая неубранным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края своего поля” (Ваикра 23:22).

Этот запрет обусловлен выполнением соответствующей заповеди “Делай” – и тот, кто, преступив запрет, собрал с поля весь урожай, может отдать бедным уже сжатые колосья, выполнив тем самым повеление Ашема, да будет Он превознесен: “...Бедняку и геру оставляй это” (там же), как мы разъясняли, комментируя 120-ю предписывающую заповедь.

Закон о крае поля относится также и к плантациям плодовых деревьев.

Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Пеа.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.