Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы знаем, зачем человеку нужны руки, ноги и голова., то есть в чем функция всех органов, но сам человек — для чего живет?

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира Загадка жизни.

Добрый вечер. Рад вас видеть!

Начнём с простого вопроса. Что больше всего человек ценит в жизни?

Женский голос: Жизнь!

О! Жизнь!

Вот о самом для нас важном и пойдет речь — о жизни. Хотим жить. Вот только скажите, а для чего жить? Загадка.

Мы порой так заняты самой жизнью, что вопрос «А для чего она нам?» ну просто в голову не приходит. А если и приходит, то быстро-быстро так отгоним его.

Что за глупости? Философия. Живи, и всё! Не думай. Это тема запретная! Табу. Нельзя говорить об этом. Кого-то это раздражает, кого-то пугает.

Молодых людей на обсуждение этого вопроса ни пряником не заманишь, ни кнутом не затянешь. А вы тут сами пришли. (Смех в зале). Попались. (Смех в зале). Заранее предупреждаю всех слабонервных…

Начнём издалека. Расскажу вам интересную историю. Однажды я встретил одного молодого израильтянина. Его звали Рони. Мы разговорились. Выяснилось, что ему удалось многое изменить в себе, в своей жизни. Спросил его, как он до этого дошёл, что случилось, ведь нормальным был. Ответ был завораживающим.

Он прошёл типичный израильский маршрут. Армия, отборные войска, потом годичное путешествие по всему миру. В конечном итоге он оказался в Америке. Жил в Нью-Йорке. И вот однажды он зашёл в бар. Ну, пивка попить. Сидит. Пьёт. А бармен, знаете, такой: лысый спереди и с хвостом сзади, то ли от скуки, то ли для показной эрудиции говорит ему:

— Знаешь, не пойму, вот китайцы — умные люди были.

— Ну и что?

— Они сказали, что у лодки в океане должны быть вёсла и якорь.

— Чего?

— Вёсла и якорь. Они у тебя есть?

— Не понял.

— Вёсла — это куда ты плывёшь, какова цель, куда ты хочешь добраться.

— А якорь?

— О! Якорь — на чём основана твоя жизнь, какое мировоззрение, во что ты веришь.

«И вдруг, в одну секунду, я понял, — сказал он, — что нахожусь посередине океана жизни без карты, без компаса, без вёсел, без якоря, без ничего. Болтаюсь туда-сюда, как осенний лист. Куда ветер желаний моего тела подует — туда и полетел, и куда прибьёт — там прибитый и сижу. Вот сейчас тут, пиво пью». Он осмотрелся вокруг и вдруг увидел пустоту глаз всех посетителей бара. Они все пришли, чтобы хоть как-то и чем-то заполнить пустоту своей жизни.

Ну, скажите, у человека должно быть какое-то направление в жизни? Какие-то вёсла, якорь, компас?

Голоса из зала: Ну да!

По-видимому, да. Но с чего всё начинается? С какой точки начинается разгадка загадки жизни? С вопроса всех вопросов. Для чего нам дана жизнь? Для какой цели человек появился в этот мир? В чём смысл его существования?

А ну, попробуем сформулировать этот вопрос нагляднее. Мы с вами знаем, что у каждой вещи в этом мире есть конечная цель, для которой эта вещь была создана. Вот стакан — воду пить, телефон — разговаривать, часы — время показывать. Вон там автомобиль, вон, — средство передвижения.

Автомобиль состоит из множества деталей. И мы знаем, для чего каждая из них предназначена. Мы знаем, для чего колёса, тормоза, двигатель, руль. Знаем, для чего весь автомобиль в целом. И так во всём в мире нам известно предназначение — в деяниях ли рук человека, в природе ли, где всему есть своя роль в тонком экологическом равновесии.

А теперь обратим внимание на человека. Он состоит из множества органов и частей тела. И мы знаем, для чего каждая из них существует. Мы знаем, для какой цели сердце бьётся в груди человека, для чего ему глаза, для чего лёгкие, для чего желудок, руки, ноги.

А для чего сам человек? В целом? Уммм.

(Нервный смех).

Получается, человек знает, в чём смысл существования всего в мире, кроме смысла существования самого себя. Давайте ещё больше углубимся в этот вопрос. Ну, с вашей помощью.

(Нервный смех).

Как вас зовут?

— Ури.

Ури, вот что вы сейчас делаете? Вы только отвечайте, не портите мне лекцию.

— Я смотрю на вас и слушаю.

А для чего вам это?

— Для того чтобы впитывать.

А для чего впитывать?

— Чтобы было ради чего.

А для чего вам это «ради чего», извините? Отвечайте, а то мы на Гришу перейдём.

— Переходите….

Гриша, ну вы готовы?

— Я всегда готов.

Слушайте внимательно. Вот что вы сейчас делаете?

— Сижу.

Сижу. В принципе, мы отдыхаем, ну, чтобы набраться сил. А сил вам для чего?

Чтобы работать.

Женский голос: Логично.

Гриша: Деньги зарабатывать.

А работать для чего? Чтоб зарабатывать деньги. А деньги зарабатывать для чего?

— Чтобы поесть было что.

А поесть для чего? Чтобы мог работать, сила была. А работать для чего? Чтоб поесть было что (смех в зале). Едим, чтобы работать, работаем, чтобы было, что поесть… Замкнутый круг. Теперь, женщина сидит там, помогла нам. Как выйти из него? И то, и другое для чего?

«Сидящая там» женщина: Чтобы жить.

Чтобы жить! О! Получается, что всё в нашей жизни, в конечном итоге, чтобы жить. Ха! Ну а для чего же сама Жизнь? А? Не знаем? А ну копнём ещё чуть поглубже то же самое. Как вас зовут?

— Мордехай.

Мордехай. Послушайте Мордехай.

— Я скажу…

Не, не надо говорить. (Смех в зале). Вы сначала ответьте. Согласны? О! Теперь послушайте вопрос. Мордехай, вот вы, как вы появились в мир? Сами по себе, а?

— Нет, не сам. Это по воле Б-жьей.

Вы что, тоже решили лекцию мне испортить? Григорий, послушайте. Я знаю, вы мне не испортите, только я вас прошу, без всяких религиозных ответов.

Григорий: Хорошо.

Вспомните молодость.

Григорий: Как я появился на свет?

Как? Смотрите, вы сели в пользу мыслителя и решили «Я рожусь». И родились. Так было? Не совсем так, это было вовсе не так. Ни с того, ни с сего мы родились. Вас не спросили. «Я не виноват, это они-они». Диктатура. Насилие. А ну, может, тут кто-то другой родился сам по себе? … Инициаторов не наблюдается тут.

Обратите внимание, ни с того, ни с сего мы родились. И стали жить. Живём! И как странно мы относимся к жизни. Вот когда, не дай Б-г, человек умирает, когда горе посещает и уходит близкий, любимый человек, то, как правило, вы услышите причитания: «За что? Почему должны люди умирать?» Странно, никогда не слышал, чтобы спрашивали: «За что? Почему люди должны рождаться?»

Итак, человек появляется не по своей воле, без нашего малейшего участия нам подарена жизнь.

Григорий, а вот живете вы по своей воле? А?

Григорий: По своей, конечно.

А-а-а, вы сели, задумались, приняли решение, и сердце забилось, лёгкие задышали, желудок начал переваривать. Дорогой Григорий, человек может не жить по своей воле, но жить? Какая-то витальная сила оживляет нас, не спрашивая нашего совета.

Вообще непонятно. Вы обратили внимание? Ни с того, ни с сего живём. Кто-то завёл нас. Баммм… Закрутилось колесо. Жизнь пошла. Утром встал, зубы почистил, побежал на работу, там кто работает, кто не работает, телефон, еда, телевизор, в постель, встал, зубы — и так каждый день. Вдруг оглянулся, уже смотрит, 62 года стукнуло. (Смех в зале).

Кто-то завёл нас. Живём! Привыкли, что как-то само по себе живётся. И столько, сколько живётся, внимания на это, увы, не обращаем.

А когда обращаем? Когда приходится с ней, с жизнью, расставаться.

Прошу прощения Григорий, вы, может быть, не заметили, но я у вас сейчас стою на мозоли. (Смех в зале). Тем не менее, потерпите. (Взрыв смеха). Вы слышали, древние философы говорят: «Все люди смертны»? Слышали? Это к тому, что это не я, это они. Всё из-за философов. Они сказали, что люди смертны. Григорий, а человек хочет умереть? А? Никто не хочет умирать. Есть исключения из правила, но люди не хотят умирать.

Люди хотят жить!

И хотя люди ходят по миру с видом, что они собираются жить вечно, тем не менее, что им приходится?.. Умирать.

Что же получается? Человек рождается не по своей воле, живёт не по своей воле, умирает не по своей воле. Что тут происходит?

А ведь человек-то полагает, что он хозяин своей судьбы. Кстати, чем более интеллигентный, тем более он полагает, что он хозяин.

И действительно хозяин, но по мелочам. Куда съездить, чему учиться, дерево срубить, реку перекрыть. Но основное, самое дорогое, дороже всего, что у него только есть, его жизнь — не он хозяин, не в его воле. И, тем не менее, он продолжает кричать: «Человек — это звучит гордо, это Я». Я? Не Я, а кто-то занёс нас в этот мир. Кто-то дал нам самый дорогой подарок — саму жизнь. На сцену жизни забросил. «Я», — кричит человек. Не Я, а кто-то нас оживляет, вот мы и живём. Дал нам роль. И мы тут же важно засуетились, успех приписали себе, неудачу другим. Ха-ха. Живём, но только не понимаем, для чего. И снова: «Я, — кричит человек. — Это Я». Только вошли в роль, устроились, разбогатели, связи, положение, бац — и кто-то убрал нас с этой сцены. В конце концов, и «Я» приходит конец. Червяки съели «Я». Через два поколения никто это «Я» и помнить не будет. Мы не замечаем…

Человек живёт только потому, что вдруг обнаружил себя живущим. И всю эту подаренную ему жизнь, всего себя тратит на то «Как прожить?», не уделяя внимания вопросу всех вопросов: «А для чего ему жизнь дана вообще?».

Скажем это ещё раз. Подчеркнём. И возьмёмся, к примеру, за того же Абрашу из Австралии.

Представьте себе ось времени. Тысячелетия человеческого существования без Абраши. Бронза, железо, без Абраши, Древний Мир, нет Абраши, Средние века, нет Абраши. Нет, нет. И вдруг на каком-то этапе времени — буммм. В точке «А» под названием роддом появляется Абраша. Уа-а! Я, я тут. Отсюда и дальше Абраша начинает медленно двигаться в точку «Б» под названием… кладбище. И так быстренько Абраша успел пройти ясли, садик, школу, институт, работу, пенсию. В процессе движения Абраша успел вырасти до метр восьмидесяти, учился, метался, страдал, заработал деньги, сидел на диване, любил, смотрел, завидовал, нюхал цветы, наслаждался, загорал, ел, спал, чесался, мечтал. Бумммм. Умер. Нет Абраши. Прибыл в конечный пункт. И снова жизнь продолжается, но без Абраши.

Вопрос!

Вот эта бурная жизнь между точкой «А» и точкой «Б» — для чего она была ему дана?

Для чего нам даётся жизнь?

А ну, послушайте, послушайте этот парадокс: «Если человек родился, чтобы жить, то почему он умирает? А если в конечном итоге умереть, то для чего он должен был родиться?». А?

(Нервный смех в зале).

Успокойтесь, прошу без нервного смеха, это только начало постановки вопроса. Дальше будет ещё хуже. Давайте постепенно и последовательно проанализируем этот вопрос. Ведь мы говорим об основном, о цели человеческого существования.

Мужской голос: А вдруг никакой цели нет?

А вдруг есть? И вы пропустили её? Тогда вы пропустили не ещё что-то, а всё! И если есть смысл в человеческом существовании и вы его не заметили, вы пропустили не какую-то её часть, а всю жизнь!

А ну, вот послушайте, послушайте, интересный образный пример. Расскажу вам китайскую притчу.

Жил был один бедный-бедный китаец. По имени Бинь Ям Ин. Жизнь у него была тяжелая, голодная. И вот, в один непрекрасный день он решил покончить с собой. Пошёл к реке, но по дороге нашёл монету. Обрадовался, побежал в магазин и купил на неё буханку хлеба и цветок. На удивлённый вопросительный взгляд окружающих, тыкающих пальцем в цветок, он ответил: «Я купил хлеба, чтобы жить».

— А цветок, цветок для чего?

— Чтобы было для чего жить!

Ну, вы согласны с китайцами, что у человека должно быть для чего жить. А как же. Все согласны. Ну, так теперь попробуем понять поглубже, что кроется за потребностью Биньямина жить для чего-то.

Вполне возможно, что вы слышали или читали книги известного психолога, основателя третьей школы психоанализа Виктора Франкла. Свой опыт психотерапевта и основы нового подхода к проблемам человеческой души он обрёл в концлагерях. Он прошёл их от начала войны и до конца. Он там выжил, несмотря на невообразимые страдания и муки. Сам он австриец, уроженец Вены, врач-психиатр, еврей, но далёкий от всего еврейского. Там за колючей проволокой он оказался свидетелем невероятного, нечеловеческого эксперимента, поставленного над человечеством. Ведь условия пребывания в концлагерях были столь ужасны, что никакие описания не будут соответствовать той реальности. Каторжная, непосильная работа. Голод. В жаре и холоде. В болезнях. В унижении человеческого достоинства, постоянной угрозе жизни. Люди гибли один за другим.

Виктор Франкл как учёный был человеком наблюдательным. Там, в концлагерях, одним из его занятий, по-видимому, чтобы как-то занять себя, было предугадать, кто умрёт следующий. И тут его ждало неожиданное. Долгое время, несмотря на явные признаки, это никак ему не удавалось. В лагерь попали самые разные люди: здоровые работяги, хилые интеллигентики. По всем признакам слабые должны были умереть первыми, но опыт концлагерной жизни оказался совсем другим. Умирали могучие спортсмены, умирали слабые канцелярские работники. Долгое время прошло, пока он нашёл ключ к пониманию. Оказалось, что умирали те, у которых не было для чего жить. А у кого было для чего жить, продолжали это, вопреки всем трудностям. Кто обращался в молитве к Б-гу, кто лелеял мечту закончить диссертацию, кто держал втайне фотографию своей любимой семьи. Это давало людям желание жить. Ведь было для чего жить. Была какая-то цель в жизни.

Типичный случай приводит он в своей знаменитой книге «Человек в поисках смысла».

Приближалась весна 1945 года, а с ней и предчувствие долгожданного освобождения. Один из узников рассказал ему секрет своего сна: «Их освободят 30 марта». Время шло, но по всем признакам никакого освобождения не предвиделось. 29 марта, за день до срока, этот узник, до этого не больной, вдруг резко почувствовал себя плохо. 30 марта освобождение не пришло, и он умер. Он умер от тифа. При этом никаких признаков тифа у него до этого не было. Как вы понимаете, от тифа за 2 дня не умирают, есть инкубационный период. Оказалось, что болезнь в нём была задолго до смерти. Но столько, сколько было для чего жить, организм побеждал болезнь. Как только надежды не оправдались, болезнь победила.

Так Виктор Франкл обнаружил один из секретов человеческой души: есть в ней какая-то внутренняя потребность смысла, содержательности в жизни, и это оказалось ключом для понимания многих проблем в человеческой психике. На основе своих наблюдений он развил новое направление в психотерапии под названием логотерапия. Лого, логос — это греческое слово, переводится как «смысл». Логотерапия Франкла утверждает, что первичная движущая сила человека — это потребность, стремление найти смысл в жизни. В этом, кстати, большое отличие от подхода Фрейда, зарывшего человека в стремление к удовольствию, или отличие от психологии Адлера, подчёркивающей стремление человека к власти как основную и доминантную силу души. Франкл вдруг открыл для мира, что человек способен пройти через любые трудности, если только он знает, для чего это. Он всё время цитирует Ницше, который сказал: «Тот, кто знает “зачем”, для чего жить, сумеет вынести любое “как”, любые трудности». Поэтому, к примеру, женщина готова пройти через невероятные пытки родов снова и снова. Почему? Она знает, для чего.

Действительно невероятно трудно что-либо делать, если нет в этом смысла.

Представьте, что вам дают лопату и говорят: «Ну, начинайте копать вот отсюда и до обеда. Вам заплатят».

А вы спрашиваете: «А для чего яма-то?».

«Не волнуйтесь, копайте, после обеда ребята подойдут, засыплют». (Смех в зале).

Ну, получится копать? Даже за деньги?

Когда есть смысл, цель, тогда и мотивация появляется. Жить хочется.

А если нет цели в жизни — жизни нет.

Человек должен для чего-то жить. Нужна цель в жизни…

Итак, «китаец» Биньямин и австриец Франкл обнаружили сокровенную потребность души, секрет нормального человеческого существования.

В жизни должен быть смысл!

Надо жить для чего-то, для кого-то. Ну, хотя бы для чего-то, хотя бы для кого-то.

Ну и как люди справляются с этим? А ну, присмотримся.

Всё человечество распадается как бы на три группы.

Первая, как упоминали, пациенты доктора Франкла — вообще нет цели в жизни. Я недавно услышал, новое слово из России привезли — депресняк. (Взрыв смеха). Депрессия. Вот эти, из первой группы, в лучшем случае получат новейший антидепрессант, или им подсунут какую-то искусственную цель, для чего жить. Говорят, помогает.

Вторая группа. У них тоже нет цели, но они её из-под земли инстинктивно сами в последний момент находят. Сегодня — химчистка, завтра — банк и т.д. Конечно же, проблемы есть, но как-то живут, точнее доживают.

И третья группа. О, тут есть цели в жизни. Тут, порой, стопроцентная занятость. Тут живут, всё бурлит, вроде, нет проблем.

А ну, поподробней. Вот первую группу обсуждать вообще не будем, не надо трогать, а вот ко второй и третьей присмотримся.

Итак, группа №2.

Ну, возьмём нас, к примеру, бывших, оттуда. Там проблем со смыслом у нас не было. Кто постарше, помнит это хорошо. Жили от стенки до стенки. А? Мебель! (Взрыв смеха). Вы помните, вещи покупали, доставали. Люстра. Ваза. Ковёр — топтать нельзя было. Диван — вещь. Приобрести вещь наполняло жизнь смыслом. Это была вся жизнь. А поехать за границу? Вы помните? Увидеть Париж и умереть. А что ещё надо? Вот так осмысленно жили, но это было когда-то.

А что сейчас?

Вот, к примеру, наш брат оле хадаш, новоприбывший на постоянное место жительства в государство Австралия. Непонятно? У нас тут проблем нет, все проблемы там, в Австралии. (Взрыв смеха). Так вот, там, на бывшей родине, он работал, но те, кто ещё помнит, там говорили о людях, а требовались кто? Труженики, работники. Там почти все работали, точнее, там жили для работы, поэтому многие говорят: «Там было для чего жить». Теперь приехал сюда. Тут, в Австралии, по специальности, увы, не устроился. Что теперь? Не для чего жить. Есть — кто на грани самоубийства, есть — кто в депрессии. Там работа заполняла день, придавала сил и смысл существованию. Это я цитирую, вы слышите? Было для чего утром встать, а тут работы нет — не для чего встать утром. Ничё не хочется. Хоть ляжь и умри, то же самое. Так почему же, спросите, они не из первой группы? Не все в очередь к психиатру? Они оказались люди с опытом перестройки, то есть удаётся перестроиться. Нашли другие цели. Вот женщина постарше работы не нашла, отчаялась, и вдруг однажды, в пустоте утра, появилась идея: «Чего я так паникую? У меня кто есть? Внуки. Я посвящу себя внукам!» — сказала она себе и отодвинула свою дочь с родительского места. «Идите отсюда, я ребенком займусь». Появился смысл. Жить можно: «Я теперь Бабушка, с большой буквы!».

А дедушка? Дедушку спасает тревожное и нестабильное политическое положение в Австралии. (Смех в зале). Но и в России есть новости. Он при деле, полная занятость, сидит у телевизора и газеты — переживает. События. Звонит первому: «Ты слышал? Взрыв». О, жизнь пошла, и не просто так. Ну, вы же знаете нашего брата, если уж переживает, то глобально, по большому счёту: «Надо страну спасать! Человечеству помочь!».

Голос из зала: Весь пар в гудок!

О, весь пар в гудок. (Смех в зале). Вы правы.

Ну, конечно, большой размах их впечатляет, но и переживаниями помельче тоже не пренебрегают. Главное — чем-то заполнить жизнь. К примеру, сын открывает двери дома с опозданием на 5 минут. Мама орёт сходу: «Ты почему опоздал на 5 минут?! Ты что, не знаешь, что я беспокоюсь?! Я сижу и беспокоюсь, у меня специальность такая». (Смех в зале).

Дочь маме говорит: «Мам, я вернусь в три». Стукнуло два, появился смысл жизни, мама начала ждать. Без пяти три начинает волноваться. «Уже пять минут осталось, а её ещё нету, ещё нету». Жизнь заполнена. До этого ждёт, во время этого волнуется, после этого отходит от волнения. Ну, слава Б-гу, день прошёл.

И это не только бабушки и дедушки, это мы. А ну, вспомним молодость. Поначалу никакой цели в жизни не надо было искать, она и так сидела у нас на шее. Гналась за нами: «Давай! Поступай в институт!». Ну, поступил, потом закончить, диплом получить, специальность. Ну, получили. Затем тоже ясно дорога видна — надо жениться. Детей завести, чтобы как у людей. Женились, есть жена, дети заводные. Как и хотел. Что теперь? Заработать, устроиться. Ну, заработали. Что дальше? А? Ведь всё уже в доме вроде есть, даже коврик поменяли и кран на кухне. Что теперь? То есть представьте трагическую ситуацию, что на человека ничто не воздействует: на работу не надо идти, выходной, всё убрано, поел, новости послушал, всё купил. Что дальше? … Пустота… Жизнь пустая, а душа-то просит смысл, ноет, стучится. Там, внутри, чего-то хочется. И она найдёт себе что-то, но если не что-то, то хоть что-нибудь.

Вот, например, Пётр. Петя. Встал утром, выходной день. Что делать? Нечего что делать. Увидел жену, Зинку. Слово за слово. Поругались… Как-то легче стало. (Смех в зале). Хоть что-то происходит.

А молодежь? Дело было вечером, и делать было нечего. А душа чего-то ищет. Собрались. Выпили. Поговорили. Не то. Один другого задел, подрались. О! Теперь при деле. Утром есть о чём вспомнить. Впечатления на целый день. Ведь иногда так просто хочется что-то учудить, чтобы что-то происходило, любое развлечение, fun. Наполняет жизнь.

Итак, во второй группе проблема смысла жизни решается просто — от жизни можно убежать.

Куда?

В развлечения, в телевизор, в шоколадку, в отпуск поехать. Главное — быть занятым. Хоть как-то сделать жизнь осмысленной. Вот так и тянем лямку жизни. Франкл-то прав!

Но все так? Конечно же, нет.

Есть третья группа. О! У них всё нормально, проблем нет. У них наоборот — страдают избытком цели в жизни. Они поглощены этим по уши. Они люди занятые, они двигают себя и тянут остальных за собой. Они бегают. Бегают кто в начальники, кто в ученые, в политики, тут писатели, люди творческие, кто убежал от себя в бизнес, спортсмены. Они бегут, бегут, бегут. При деле. Вперед. Жизнь полная, но только секунды времени нет, чтоб задуматься: «А куда? А куда я бегу? Может, мне вообще в другую сторону?». И чем более они талантливы, чем больше успеха и погружения в интересное дело, тем меньше шансов, что они задумаются о смысле своей жизни. Они заняты серьёзным делом. Им не до «пустых» вопросов о смысле жизни. Они люди важные, формулы решают, реки перекрывают, космос осваивают, деньги зарабатывают. Не до этого. По Франклу это счастливые люди, не надо их лечить.

Итак, мы описали 3 формы жизни, 3 группы людей.

Те, которые, живя, не живут. Те, которые проживают. И те, у которых жизнь, хотя и с переменным успехом, но бурлит. Но мы видим, что всем, как воздух, необходим смысл существования.

В человеке изначально встроена потребность цели в жизни. Как саму жизнь человек получил подарком, так и потребность содержательности жизни он получил как инстинкт, бессознательно. Поэтому человек инстинктивно и находит в каждый момент жизни то, для чего жить. Но вот то, что не встроено, не подарено, а оставлено его свободному выбору, человек должен решить сам.

И что же это? Это вопрос всех вопросов.

А для чего ему эта подаренная жизнь вообще дана?

Каждому предоставлена возможность об этом задуматься.

И хотя мы привыкли всё время убегать от поиска смысла жизни в вечную гонку за осмысленной занятостью, всё же попробуем остановить время.

Стоп.

И спросим себя, для чего человеку дана жизнь?

Для чего? Может, у вас есть ответ? Ну, помогите. Есть ли смысл в нашей жизни вообще или она бессмысленна? Вы будете доказывать, что есть, жизнь полна смысла, а я буду вашим оппонентом. Ну, как вы думаете? Григорий?

Григорий: Я бы сказал, что такое жизнь. Жизнь — далёкая прогулка перед вечным сном.

У вас глубокий философский взгляд на жизнь.

Григорий: Человек живёт в этом мире для того, чтобы обеспечить себе жизнь в будущем мире.

Что вы у меня хлеб забираете. Это я тут религиозный фанатик. Ну, как вы думаете?

Женский голос: Жизнь в радости.

А? В радости?

Мужской голос: А для чего вообще цель? Можно жить в процессе. Просто живи и наслаждайся.

А-а-а. Достаточно быть в процессе. Вообще не надо цели. Жить в процессе, вот оно! Просто живи, без цели. И действительно, для чего вообще цель? Достаточно быть в процессе. И вы правы. Может быть, это недостаточно было подчёркнуто, но вторая и третья группа — они так и живут, в процессе.

Знаете что, давайте ещё один раз эту идею процесса разберём поглубже на примере.

Ури, скажем, у вас есть отпуск в июле, а сейчас август. Теперь у вас есть целый год находиться в процессе. Вы уже, в принципе, там. А, кстати, куда хотите? Куда хотите в отпуск поехать?

Ури: Мне очень нравится на Багамах.

Куда?

Ури: На Багамах.

А! Багамские острова. Фиджи-Фиджи. Вот оно. Как только человек сказал «Багамы», лицо расплылось, настроение поднялось, счастье. Вот это и называется в процессе. (Взрыв смеха).

Так вот, послушайте. Представьте, идёт подготовка к чемпионату по футболу. Тщательно отобрали отборную команду футболистов. Год ушёл на тренировки. Бегали. Гири. Возили их сюда, туда. На отдых возили на Багамы. Снова тренировки. И вот пришёл долгожданный день игры. Огромный стадион. 100 тысяч зрителей, с семечками, с пивом. Две команды. Все разбежались по своим установленным местам. Все ждут. Чего ждут? Свистка. Раздаётся свисток и… вся сборная бегом — раз! и убежала назад в раздевалку. У зрителей шок, ничего не понимают. Судьи засвистели, побежали за ними в раздевалку, а они там уже расслабились, пиво пьют, смеются.

— Вы чего! Играть надо! — говорит судья.

— Не, нам процесс важен. Подготовка.

Вот оно. Сама игра не интересна. Главное процесс.

Вот вы работали. Вкалывали месяц. В конце вам выдали зарплату чеком. Пришли домой, жена вам борщ варит, на маленьком огне. А вы достаёте чек, так, знаете, и раз — и в огонь, ну, чтоб быстрее сварилось. «Чего?! Сумасшедший! Это все наши деньги!» — кричит жена. Он говорит: «Жена, не будь такой занудой, мне важен процесс, что я работал, а не результат».

Вы поступите так? Нет! Почему? Абсурд! И, тем не менее, так люди и живут, как вы говорите. Не в реальности, а в иллюзорном мире своих фантазий и мечтаний. И там, в мыльном пузыре воображаемого мира, никакой цели не надо. Там важен только процесс. Там, кстати, всё хорошо. Там все вас уважают, вы основной, центральный, главный, ведущий. Там удовольствие и наслаждение невероятные. Процесс идёт. Но! Но, но. В конечном итоге кино закончится. И вы приедете на Багамы, не говоря о том, что когда-то придётся оттуда уезжать. Ну и как там? Э, то же море, пальмы, песок.

Не-е-е! Вот это Багамы! Карибское море! А когда-то думали, там Средиземное море. О-о-о! Как хорошо там, где нас нету.

Женский голос: Пальмы.

Пальмы! Как будто тут пальм нету, песка тут нет. Там девушки есть. Тут тоже есть.

Но ведь человек, он ведь живёт воображаемым миром и думает, что вот там, где-то там есть, на Багамах — там есть жизнь. Там люди живут. А те, которые живут на Багамах, что они думают? Вот скоро поеду, увижу море Средиземное. Приеду в Нетанию. Там тоже люди в процессе находятся. Это жизнь в иллюзорном несуществующем мире.

Как один прыгнул с пятидесятого этажа: «Ого». Так приятно, ветерок. И кричит: «Не мешайте мне жить, мне и так хорошо». Процесс полёта нравится. (Смех в зале).

Дорогой Ури! Мечтатели самоубийцы, сколько от жизни не убегай, она догонит и больно-больно пристукнет. Сколько глаза не закрывай и в процессе не находись, там, в конце, всё равно вас ждёт приземление. Цель и смысл там неизбежно будут поджидать вас.

Ну, ещё поговорим об этом.

Вернёмся к первоначальному вопросу и снова спросим: для чего человеку была дана жизнь? Для чего жить? Ну, может ещё есть идеи? А?

Голос из зала: Для продолжения рода.

Женский голос: Для детей.

Вы меня не разочаровали. Для детей, для кого ещё. Дети наша радость. Позвольте только спросить, я не совсем понял, живём для детей, а они для чего живут? (Смех в зале). Для своих детей. А те дети для чего? Для своих, и так дальше. Хочу спросить вас, если, в конечном итоге, нужно тех последних потомков, то зачем было вас производить на этот свет? А-а-а, из-за вас они появились. Ну, допустим. Хорошо. Цель жизни — дети. А они что, сразу у нас появляются, чтобы жить для них? Вот тут Сеня, рванул погонять в футбол. И вы знаете, вот бежит и весь погружен в мысли о будущих детях. Ведь для этого он живёт. А вот там вон Паша и Маша шикарно поели в ресторане, а мысли совсем не о себе, а о детях, которых нет, и не собираются даже. А, Гриш? Только Гриша Клаву увидел, и тут же картина трёх плачущих детей, знаете, так с радостью, предстала в воображении. А? А у кого вообще нет детей, для чего они живут? Для кошки Мурки? (Смех в зале). Значит, не для детей.

Ури: Живёшь для себя. Даёшь себе, даёшь людям.

Вы правы. В прошлый раз так и сказали: «Живу, чтобы делать добро людям». Ну, хороший лозунг? Отличный.

Один говорит: «Я на прошлой неделе помог старушке дорогу перейти».

Голос из зала: А она не хотела. (Смех).

О, вот пример, доброе дело. Старушке помогли. Отлично.

Скажите, сколько человек живёт в сутки? 24 часа. Сколько заняло старушку через дорогу перевести? Ну, скажем… 2 часа. А всё остальное время что вы делали? Караулили её? (Взрыв смеха).

Так для чего жить?

Человек может жить для хорошего дела, но вопрос-то, какую долю занимают эти хорошие дела во всей жизни человека? Это только часть жизни. А всё оставшееся время, в чём смысл человека?

А может быть, кто-то скажет, что человек живёт для работы? А если так, то для чего безработному жить, богатому? Получается не для чего.

А раньше кто-то кричал: «Я учёный, я врач — живу, чтобы лечить. Приносить пользу человечеству». Благородная и милосердная цель. Но тоже непонятно, а вот до института, да и во время учёбы тоже мысли о помощи человечеству посещали? А если скажете «да», то зашлём вас на безымянный остров. Там вы один, без человечества и, слава Б-гу, здоровы. А? Кого там лечить будете? Пропал смысл вашего существования.

«А я космонавт, я лечу в космос», — хорошо, но по дороге глупый метеорит пробил бак с топливом, бывает. Теперь продолжайте летать, но вечно, в одном направлении… Ну, нет уже смысла вашей жизни.

«А я живу, чтобы знать! Я выучил энциклопедию!», — закричит другой. Да-да, рассказывали: один любитель информации, большой эрудит, основательно перед смертью выучил расписание железных дорог в западной Украине с 58-го по 64-ый год, говорят, что очень помогло. (Смех в зале).

Ну, так для чего жить? Довольно-таки затруднительно ответить на этот вопрос. Какой-то тупик.

Женский голос: А бессмертное творчество? Это ведь для всего человечества. Ведь результат остаётся и после его смерти.

Отличный вопрос. Вы правы. Творчество человека остаётся после его смерти. Но, во-первых, для кого? Для всего человечества… А для него самого? Какая ему в гробу от этого разница. Как это делает его жизнь осмысленной? Мы путаем осмысленность жизни человека с оценкой его деятельности другими людьми.

А если скажете, он не для себя, во имя человечества… Э-э… Человек эгоист по своей природе. Всё, что творит, для себя творит, для личного самовыражения, самоутверждения, но когда приходит время уйти со сцены жизни, прикинул: не-е… для всех! Конечно, для всех, для вечности.

Люди хотят жить, как хочется, но умирать со смыслом, так хочется остаться бессмертным, значимым, поэтому идея о бессмертном творчестве это не более чем фантазии и самообман ещё живущего в обществе потребления. Но это первое.

Во-вторых, объясните мне, как присутствие смысла в жизни Бетховена делает вашу жизнь осмысленной? А? Если вы хотите сказать, что творческий результат придаёт смысл человеческому существованию — это значит, что смысл жизни есть только у людей необыкновенно талантливых, чья творческая деятельность продолжает служить всем и после их смерти. А что же с остальными? Как вы могли заметить, по-настоящему талантливых людей не так уж много, то есть совсем мало. Так в чём же смысл жизни остального человечества? Отсутствует? А если, предположим, вы скажете, что: «Да неважно я, у всего человечества действительно нет смысла существования, а вот у нескольких гениев — о, это есть», то вернёмся к тому же вопросу: «А как тому же Бетховену в могиле, под землёй, ну вот как ему помогает то, что его музыка продолжает звучать и её до сих пор играют и слушают?». А?

Есть люди, которые живут с ощущением, что они с собой в гроб заберут всю прожитую жизнь. А что человек берёт с собой в могилу, скажите? Успех? Почёт? Может, еду? Человек съедает за свою жизнь тонны пищи, а в могилу спускается дистрофиком. Деньги? Разве что могилу обклеить.

Хочу рассказать вам одну историю. Речь идёт об одном из богатейших людей, известном филантропе в еврейском мире. Когда он умер, он оставил своим детям два завещания. На одном было написано «Открыть в день моей смерти», а на другом: «Откройте это на тридцатый день после моей смерти». Когда они дрожащими руками открыли это завещание, там было 2 пункта: один очень короткий, а второй очень длинный. В первом пункте было написано: «Похороните меня в носках», а во втором пункте — как всё наследство делится между сыновьями. Первый пункт привёл его детей в полное недоумение. Похоронить отца в носках? По еврейскому закону это запрещено. Человек голым приходит в этот мир, таким он и должен уйти из этого мира. С другой стороны, это было последнее желание усопшего. Дело дошло до самых больших раввинов в Иерусалиме. В конечном итоге установили: «Его нельзя хоронить в носках». Его похоронили без носков. Прошло тридцать дней. Они открывают второе завещание и читают его. Там написано так: «Я знаю, что то, что я попросил вас в первом завещании, вы не выполнили, меня похоронили без носков. Дорогие мои сыновья, я один из богатейших людей мира, но в могилу ничего с собой не взял, даже носков не взял».

Вы слышите?! Человек в могилу ничего не берёт, и никакое богатство там ему, в могиле, не поможет.

Знаете, был такой древнегреческий философ Сократ. Однажды у него был интересный диалог со своими учениками. Говорит Сократ так: «Когда я умру, выбросьте моё тело в поле». А! Ученики встрепенулись: «Учитель, ваше тело птицы поклюют».

Ответил он им: «Ну, тогда вставьте мне в руки палку».

— Учитель, для чего?

— Чтобы я мог отогнать птиц.

— Но мёртвый же не может двигать руками.

Ответил им Сократ: «А какая мне разница после смерти, что не смогу их отогнать?».

Сократ был хотя бы честен и последователен в своей логике. Если смерть означает полное прекращение жизни, то какая разница усопшему, что произойдёт в жизни, когда он уже не жив? Задумайтесь! Хотим или не хотим, согласны мы или нет, но смерть делает нашу жизнь бессмысленной.

Женский голос: Почему?

С вашего позволения, отвечу чуть позже, а пока что мы не забыли, давайте подведём маленький итог, только я вас очень прошу, тут потребуется всё ваше внимание. Ну, заодно я приглашаю вас со мной не соглашаться, то, что вы услышите, это очень-очень тяжело слышать, но, может быть, для нас это — да, единственная возможность это услышать.

Всё, что мы перечислили в попытках найти смысл: творчество, успех и т.д. — это не цель жизни, это то, чем человек заполняет свою жизнь, чем себя в жизни занять. То, что Бетховен сочинял гениальную музыку, не было целью его жизни, не для этого он родился и не из-за этого он умер. Он всего лишь заполнил свою жизнь сочинением музыки, не растратил её по пустякам, а максимально использовал подаренный ему врождённый талант, и честь и хвала ему за это, но не более. То есть человек живет, как ему хочется, или как обстоятельства вынуждают, или на что подаренный ему талант толкает его, а когда спросят, назовёт это целью, смыслом жизни. Ну, вернулись к тому же Франклу. Это одно.

Второе. Мы пытались найти смысл жизни человека в его инстинктах, интересах, достижениях, но, увы, это не может быть смыслом всей его жизни. Части — да, но всей жизни — нет. Сказать, что человек появился в этот мир для детей, для работы, для эрудиции, освоения космоса, скульптур, симфоний, — это как сказать, что автомобиль произвели для того, чтобы тормозить, рулить, охлаждать двигатель, освещать дорогу, мигать. А вопрос-то был: «Для чего вся машина?».

Так и тут, а вопрос-то: «Для чего весь человек? Для чего вся его жизнь?». Вот на это мы не нашли ответа.

Мужской голос: Так что, мы без цели, по-вашему?

Да, а что за проблема? Как вас зовут?

Мужской голос: Аркадий.

Аркадий, послушайте. Я понимаю вас, трудно смириться с отсутствием смысла жизни. Обидно. Но, с другой стороны, удивляюсь вам. Да-да, вам-вам. Я обратил внимание, в перерыве вы тут с жаром доказывали группе слушателей, что человек произошёл от обезьяны. (Смех в зале). Допустим. Вы же знаете, мы ни с кем не спорим. Полагаясь на то, что вы свою родословную хорошо и тщательно проследили. (Смех в зале) Но только задумайтесь, что это значит. Вот по вашему подходу человек тут как, по воле случая? От простого к сложному. Случайным процессом. Из первобытного бульончика. Молекулы спонтанно бились, потом снова бились, бились-бились друг о друга, бились миллиарды лет. Глядишь, и в люди выбились. (Взрыв смеха в зале). А как только выбились, эта группа молекул сразу задумалась: «А для чего они случайно тут взбились в кучу?». (Смех в зале). Это совсем не наша тема, но только вдумайтесь, если человек тут случайно, то какой же может быть в этом смысл. Ведь по определению «случайно» и «закономерно» — это два противоположных взаимоисключающих понятия. Нет смысла в случайности, поэтому она и называется «случайность». Смысл есть только в том, что изначально было сотворено для какой-то цели. Вы слышите? А тут вы сами утверждаете, что слепая случайность привела к появлению человека. Абсурд. Так что, Аркадий, человек тут живёт без цели. Вот только в своём вопросе вы добавили: «Что, мы тут без цели, по-вашему?» Что значит «по-вашему»? Хочу вас поправить, это по-вашему Аркадий, точно, что не по-нашему.

Отсутствие смысла в человеческой жизни это сознательно выбранная позиция определенного количества важных людей. Это целая идеология, у которой свои причины. Не просто так люди пришли к своим гениальным умозаключениям.

Знаете, у меня тут с собой цитата для вас. Совершенно случайно. Об этом, кстати, можно подробно услышать в серии лекций «Анатомия человеческой души», по-моему, в пятом-шестом занятии, а сейчас мы только упомянем. О, слушайте! Я её называю обвинительный документ, это исповедь одного из глашатаев дарвинизма Олдоса Хаксли, и послушайте внимательно каждое его слово: «Были у меня причины не желать, чтобы у нашего мира был смысл. Без каких либо трудностей я мог найти объяснение этому. Для меня, как и для большинства, философия “отсутствия смысла” была инструментом свободы от морали. Мы не хотим морали, так как она мешает нашей сексуальной свободе». Буммм. Вы слышите?

Нет смысла потому, что не хотим, чтобы он был. Смысл, осмысленность жизни мешает наслаждаться, разлагаться. За горами костей и раскопок, формул и пробирок — там, глубоко, внутри-внутри всего лишь… шерше ля фам, «не учите меня жить». Профессор и водопроводчик бегают за Ленкой с той же скоростью. (Взрыв смеха в зале).

Аркадий! Нет смысла в человеческой жизни не по-нашему. По-вашему. И вы сами это выбрали.

А теперь, заодно, я отвечу вам. Вам было непонятно, как смерть лишает человеческую жизнь смысла. Имеется в виду смерть по Аркадию, что ничего нет после смерти. И хотя ответ должен быть очевиден, всё же разберём.

Это немного абстрактно, но не так сложно понять. Для начала приведём пример, только чтобы продемонстрировать общую идею.

Представьте, что Абраша хочет поехать за границу — это его цель. Для этого надо подготовиться: купить билет, получить визу, запаковать чемоданы и так далее. Теперь скажите, если Абраша подготовился (билет, виза, чемодан — всё есть), но в конечном итоге за границу не поехал. Ну, скажите, есть смысл во всех его действиях? Нет. Они бессмысленны. А что скажем об Абраше, который ни в какую заграницу никогда не собирался, но при этом собрал чемодан, купил билет? (Смех в зале).

Проанализируем.

Деяния человека имеют смысл только тогда, когда есть у них конечная цель. Ну, в случае с Абрашей поездка за границу была конечной целью и делала все промежуточные цели осмысленными. Ну, давайте спустимся к ним, к этим промежуточным целям. Вот, к примеру, собирание чемодана, для этого тоже надо произвести много действий: принести зубную щётку, погладить рубашку, сложить и так далее. Все они имеют смысл. Почему? У них есть конечная цель — собрать чемодан. И вот наконец-то чемодан собран, но для чего? Если не будет для чего (никуда не поеду), то и все вместе взятые промежуточные цели (принести зубную щётку, погладить рубашку) моментально становятся бессмысленными. Так и в человеческой жизни. Можно найти смысл каждого деяния человека, но если там, в конце всё вместе взятое — не для чего, просто «ничего», смерть, никуда не «поехал», то все эти деяния в конечном итоге бессмысленны.

А ну, представьте себе фильм. Начинается фильм. Титры. Интригующая музыка. На фоне огромнейший корабль выходит в плавание. Капитан тщательно продумывает маршрут. Инженер проверяет двигатель. Моряки. Тысячи пассажиров, каждый со своей судьбой, своими планами, чувствами, переживаниями, проектами и изобретениями. Прямо позавидуешь. Для зрителей вся их жизнь полна целеустремленности и смысла. И тут камера медленно застывает на названии корабля — «Титаник». И в одну секунду всё, что происходит на корабле, всё, вдруг становится бессмысленным. Сердце сжимается от жалости. И чем больше жизнь там бьёт ключом, чем больше радужных планов, тем печальнее и грустнее становится. Есть разница, какую активность человек развил перед своей смертью?

Женский голос: А может, цель не в конце, а посередине жизни?

А где она, середина? Ведь столько времени, сколько человек ещё живёт, всегда ему кажется, что вся жизнь ещё впереди. В двадцать лет, ну-у, просто вечное будущее. В сорок — полвечности впереди. Спросите семидесятилетних, они полны планов, жизнь только начинается. «Вот на пенсию выйду и…».

Итак, если нет смысла во всём вместе взятом, то есть нет никакой цели в конце, то человек, сам не ведая этого, превращает всё, к чему он шёл по жизни, в пустое, ложное, ведущее никуда… А всю жизнь, по Аркадию, в бессмыслицу и самообман.

Итог.

Мы сами решаем.

Или человек от обезьяны и в могиле всё заканчивается. Всё, капут. И нет никакого смысла в жизни, но тогда и не надо его искать. Достаточно находиться в процессе. Достаточно себя занять чем-то до могилы.

Или человек сотворён для определённой цели. И так же, как есть смысл во всём, что нас окружает, есть смысл и в человеческой жизни. И тогда, да, надо его искать. Надо искать этот смысл. И выбор в руках самого человека. И от этого зависит вся его жизнь, сейчас. Жизнь со смыслом или без — это две совершенно разные формы нашей повседневной жизни. Я вам не говорю никакой философии, это наша сама жизнь.

Человек, который живёт со смыслом, и у которого нет смысла в жизни вообще, — это две совершенно разные формы нашей повседневной жизни.

Это надо прочувствовать.

Вот послушайте ещё один образный пример. Человек в чём-то подобен зданию. Как строят здание, так человек строит самого себя. Каждое его деяние, слово, мысль — это ещё кирпичик в здание, название которому «Человек».

Вопрос. Как это здание строить: со смыслом, то есть с планом, или без?

Ну, представьте, к примеру, что пришёл наш Абраша строить здание. Как известно, у каждого здания должно быть своё предназначение, согласно ему и подробный план этажей, разделение на комнаты, окна, двери, каждая деталь точно на своём месте. Но, увы, никакого плана, для чего всё это, у нашего «строителя» нет. Плана нет, а вот фантазии и желания строить — о, это есть. (Смех в зале). И тогда что? И тогда Абраша в воодушевлении сразу взял кирпич в руки, намазал цементом. И куда его поставить? А куда поставит? Не знает, ведь плана-то нет.

Послушайте, если у человека нет плана, нет конечной цели, то на самом деле он не знает, какой следующий шаг предпринять в своей жизни. Непонятно куда единственный кирпич поставить.

Вы думаете, у Абраши с этим есть какая-то проблема? Что делать? Класть! Кирпич в руки и вперёд, стройка идёт! Нет плана и не должно быть, и не надо, и не мешайте мне жить! Куда? Сюда! А следующий кирпич куда? Сюда! А-а-а, думает: «Вот стенку построил». Тут же побежал за шампанским, разбил об стенку, а потом вдруг присмотрелся: «Ва-а, секундочку, двери забыл!». Теперь взял кувалду. Бумм. Пробил. Тут двери будут. Потом смотрит: «А, поспешил, нет, а-а-а, а дверь-то с другой стороны удобней. Ничего. Тут застроим и там разобьем». Ну?

Вот так нашу жизнь и строим: без плана, без цели. Вот такая она и получается. Мы заняты строительством дома, где жить не будем — там невозможно жить. Абсурд. «Абсурд? — говорит Абраша. — Кто вам сказал? Ведь главное — в процессе находиться». Кирпич держи. Бац. Куда? Туда! На Багамы съездил. Теперь что — деньги заработал. Ещё кирпич — сгонял за пивом. Диссертацию сделал — ещё кирпич. Ощущение «жизнь идёт». Стройка продолжается. Бац, женился. Бац, развёлся. Живу! Ощущение жизни. Я в процессе!

А ну, ещё раз, вспомним ту же самую схему.

Человек внезапно появляется в точке «начала жизни» и медленно, неуклонно начинает двигаться в точку «конца жизни». Где-то к двадцати годам он вдруг осознал, что живёт. «Ты смотри». Задумался. Посмотрел на часы, хлопнул по лбу и быстро посчитал: «Так. Человек сколько живёт? Восемьдесят. Сколько мне? Двадцать. Сколько осталось? Шестьдесят. Шестьдесят лет. Ничё себе». Надо как-то эти шестьдесят лет протянуть.

Что делать с этими шестьюдесятью годами?

Поймите, если нет смысла, нет цели, для чего человек появился на этот свет, у него действительно есть проблема — что делать с этой подаренной ему жизнью? А? Шестьдесят лет. Долго. Надо чем-то себя занять. Надо как-то до могилы доковылять. (Смех в зале). Надо на что-то потратить это подаренное время. Скоротать его. Укоротить. В народе так и говорят: «Надо как-то время убить». Угробить. Закопать в гроб, в гроб время. To kill the time. На иврите говорят лисроф зман — сжечь время. И когда нет смысла в жизни, какая разница, на что человек это время своей жизни тратит. Совершенно не важно. Главное, чтобы жилось без страданий и боли, с одной стороны, и с максимальным удовольствием всем частям тела и души, с другой. И тогда, занимайся, чем хочешь.

Хотите, приходите посмеяться, хорошо провести время. Хотите, собирайте бабочек. Самолёты? Стройте самолёты. Бегаете стометровку с барьерами? Бегите. А вы диссертацию защищайте. Музыку пишите. У моря сидите. Деньги зарабатывайте. Главное — быть занятым! Главное — чтоб довольны были. А в конце всё равно умрём.

Ну, и естественно, что человечество позаботилось, как и на что приятно угробить это время, и, в принципе, жизнь не скучна. Каждый раз есть новости. Новая программа. Новые деликатесы. Радио. CD. DVD. Мода. Деньги. Новый ресторан открыли. Новые телефончики. И всё под новую музыку. И так год, два. Время пролетело. Смотришь, уже тридцать, сорок, шестьдесят. О! Вот глядишь, слава Б-гу, ну, дотянули и до могилы.

Кстати, а что там? Что там в могиле?

Итог человеческой жизни.

А ну, давайте пройдёмся. Вот тут, тут похоронен Абрам Абрамович Абрамович. Крупными буквами. «Съел: курятины — 2,5 тонны, баранину — 600 килограмм, картошки — 10 тонн». Ну, читайте, читайте. «Пиво — 2 цистерны. Водочки». Но это только часть жизни уходит на еду. Читаем дальше: «На чтение газет потратил — 1,5 года, на телевизор, в спящем состоянии — 2, в не спящем — 3. Съездил: в Крым, Рым и на Багамы. Не съездил, а хотелось: на остров Пасха, Северный Полюс и Мадагаскар». (Смех в зале). Не смешно. Ведь это итог жизни. Скажете, не об этом мечталось, не это то, что мы всю жизнь хотели?

А ну, посмотрим на следующую могилу. А что там? О-о-о. Там написано коротко, но очень точно: «Родился. Мечтал. Умер».

А тут кто? «Жил. Страдал. Умер».

А вон там кто? О-о-о. Там похоронен важный человек. Зубной врач Рабинович. Он всю жизнь помогал людям. «Итого: Вырванных зубов — 12875». Ведь кто-то должен зубы лечить. Кстати, специальность эту приобрёл по стечению обстоятельств. Это тётя Белла настояла, а родители хотели, чтобы он пошёл в мясомолочный. (Смех в зале).

А физик? Там похоронен профессор Физикович. На могиле выгравирована полная система уравнений. Его мама как раз для этих уравнений и родила. А, ну заодно они там ему и помогают. (Смех в зале).

Общий знаменатель.

Все эти люди из Австралии с успехом заняли себя чем-то до могилы. Всё это можно назвать философией «отсутствия смысла». Это даже не убить время. Это убить саму жизнь. Ведь если человек не ценит жизнь, какая же ценность есть в его жизни.

Молчаливая пауза.

Тяжело.

Всех слабонервных я предупреждал. (Смех в зале).

А? К своим потянуло?.. В зоопарк. (Взрыв смеха в зале). Да, там проще.

Но приободритесь. Так печально выглядит наша жизнь, только если мы сами, мы сами полагаем, что в ней нет смысла. А если поискать? Покопаться. Попотеть. Потрудиться и найти! О! Тогда вся наша жизнь преображается. Это просто другая жизнь. Другое качество жизни.

Вот предположим, вы едете из Хайфы в Иерусалим. По дороге есть крутые спуски. Есть тяжёлые подъёмы. Можно уехать налево, а можно направо. Можно остановиться, но там, в конце, есть цель. Вас, может быть, и занесло налево, но из-за того, что есть цель, вы знаете, что это налево. Теперь можно взять вправо. Вам тяжело. Вы знаете, почему тяжело. Понятно, для чего все эти трудности. И всегда знаете к чему вернуться. Как правильно поступить. Это меняет всё.

Кто живёт со смыслом, у кого есть смысл в его существовании, вообще, его вся жизнь преображается, она совершенно, принципиально другая. Это жизнь, где каждому кирпичу есть своё место, всё по плану.

Когда человек знает, для чего он живёт, само наличие цели наводит порядок и придаёт осмысленность и наполняет содержанием каждую минуту жизни.

Вот, предположим, два человека. Один выбрал жить без смысла, а другой искал и нашёл. Может быть, внешне его жизнь не так сильно отличается, и большинство времени он будет заниматься тем, чем занимаются все остальные вокруг него: ест, пьёт, спит, работает. Но как только придут первые несколько минут досуга, о, вот тут ярко проявится различие между тем, у кого есть смысл жизни, и тем, у кого он отсутствует. У того, кто живёт со смыслом, нет пустого времени или, как называют его, «свободного времени». Ну, просто нет свободного от жизни времени.

Цель и смысл дают ответ на вопрос: «Что делать? Что делать каждый час жизни?». И тогда не надо искать, на что подаренное драгоценное время убить, а наоборот, человек будет гнаться за каждой бесценной секундой своей жизни, ведь в ней есть смысл — так она будет ему дорога.

Американцы говорят: «Time is money». Время — деньги. То есть не тратьте время попусту, говорят они. Ведь каждая потерянная минута это потерянные деньги. Хм. А евреи говорят: «Time is life». Время — жизнь! И каждая потерянная минута — это потерянная жизнь. И кто живёт с этим ощущением и знает, что он человек времени в этом мире, его вы не испугаете напоминанием о дне его смерти. Он сам знает, что времени у него мало. Очень мало. Всего 60 — 80 лет. И эти годы быстро-быстро проходят. Очень быстро проходят.

И выбор человека в его руках. Жить жизнью осмысленной или нет. Убивать время или оживлять время. Всё в руках человека.

Начал Шломо Мелех, Царь Соломон, книгу мудрости Экклезиаст знаменитыми словами: «Суета сует, — сказал Шломо. — Суета сует. Всё суета». Что за повторение? В чём смысл слов «Всё суета»? Расшифровывают комментаторы слова эти так: «Жизнь человека — или всё, или суета». Или есть смысл в жизни, тогда она всё. Или нет смысла в жизни, тогда она одна суета. И снова, выбор в руках каждого из нас.

Долгая пауза.

Хочу в заключение привести очень точное и образное сравнение. Займу у вас ещё немного времени. Отвлечёмся.

Это притча о том, как там, в светлом будущем, человечество приняло важное решение — исследовать дальнюю звезду Альфа-Бета-Омега. Знаете где это?

Голос из зала: Нет.

Я тоже не знаю. (Смех в зале).

Но лететь туда, скажем, 390 лет. Для этой цели сконструировали гигантский суперсовременный звездолёт, который должен был обеспечить все потребности космонавтов в их долгом перелёте. Всё. Единственной проблемой было несоответствие между продолжительностью жизни человека и продолжительностью полёта. Но и этому было найдено решение. К каждому космонавту прикрепили космонавтку. Извините. Ошибка. Наоборот. К каждой космонавтке прикрепили… (Смех в зале). В надежде, что в дальнейшем появятся маленькие космонавтики, а от них следующие, и так дальше, пока последние не долетят до звезды и не подадут оттуда сигнал. Для этого в звездолёте, кроме роддома, были запланированы детские площадки, спортивные залы, игровые автоматы для развлечений. Там же были учебные классы, где могли бы передать следующему поколению всю космонавтскую премудрость, и так далее.

И вот пришёл назначенный час. Звездолёт удачно оторвался от Земли. И вначале всё пошло по плану. Космонавты переженились, родились дети, как положено, начались крики. Но когда дети подросли, то оказалось, что их с трудом можно загнать в учебные классы. В основном им хотелось играться, бегать по звездолёту, играть в жмурки, громко слушать земную музыку. Родители их жалели, ведь они не на Земле растут. Так эти дети, мало чему выучившись, быстро выросли и тут же, пораньше, переженились. Ну, тесно же было. И у них дети родились. И когда теперь эти подросли, ну, первым делом разобрали стенки учебных классов, чтобы расширить игровые площадки, усовершенствовать старые игры, и, кроме нескольких зануд, никто никакие космонавтские премудрости перенимать не хотел.

Вот так время шло. Еда со склада исправно каждый день поступала. Кислород на автомате вдувался. Население увеличивалось. Звездолёт пожирал просторы Вселенной. И постепенно началось расслоение общества. Космонавты как бы разделились на 3 группы.

В первой группе было несколько космонавтов. Они не вписались в коллектив и их держали отдельно на таблетках.

Вторая группа, о, это была большая часть населения, у них проблем не было. Они развлекались, старались хорошо провести время. Ведь всё сильно продвинулось. Начали устраивать концерты, выставки. Появилась тюбикономия — наука о смешении тюбиков еды. Молодёжь резвилась. Драки. Сожгли библиотеку с картинками о Земле. Пошла запись в полицейские, психологи. Смысла особенного в существовании не было, но и скучно тоже не было. Было чем заняться.

А вот третья группа. О-о-о. Их было не так много, но зато они были при деле. Они постоянно занимались исследованиями, соревнуясь друг с другом, кто достигнет большего. Одни придумали новые средства передвижения, позволяющие добраться до крайней части звездолёта за 2 минуты вместо 3,5 пешком. Другие вычисляли оптимальную траекторию залёта мякоти банана в рот средней величины при температуре 20 градусов Цельсия. (Смех в зале). Третьи — с какой скоростью надо отвинтить тюбик. Кто-то призывал других выбрать его представителем третьей палубы. А кто сочинял космическую музыку, звёздные пейзажи рисовал. Это были люди занятые. Важные. Они жили с целью.

Итак, они, худо-бедно, но все вместе летели. Летели. Но вот однажды раздался тонкий голосок. Один из любознательных и не по космически серьёзных подростков спросил: «А куда мы летим? Куда мы несёмся-то?». И стало вдруг тихо-тихо. Все замерли, задумались на секунду и разнервничались: «Ты что, рехнулся?! Датишником стал? Куда летим, куда летим. Какая разница. Никуда. Просто летим. Летим, пока за борт, в холодный космос, не отправили. И если на философию потянуло, запишись в кружок и не пугай людей. Не порть настроение. Пойди, проветрись, кислородом подыши. Кстати, а на новой выставке скафандров был? А? Есть новые цветные модели. Сходи. Или вон активистов ищут на четвёртую палубу в предвыборную кампанию. Подзаработать можешь. Давай, давай! Не поможет, запишись к психиатру. Таблетку даст. Пройдёт. Вопросов лишних не будет. Живи легче, без комплексов».

Но он снова спросил, погромче: «А откуда мы тут появились? Кто нам жизнь дал? Для чего и куда мы летим? А? Может кто-то знает?»…

Пауза.

А мы? Куда мы летим? Мы не космонавты на звездолёте под названием Земля? А? Мы знаем?

Голос из зала: Точно.

Всё что знаем — что человек вылетает из точки «А», «роддом», и по направлению к точке «Б», «на кладбище». И в этих рамках бессмыслия протекает бурная человеческая жизнь. Все в процессе. Заняты. Бегут. Работают. Страсти. Кто правит, кто страдает. Эти обижаются, те доказывают: «Я прав. Не так государством управляют. Надо стол сдвинуть на 10 сантиметров влево». Те пиво пьют. Хорошо пьют. Другой: «Деньги, деньги давай». Важный. VIP. Эти мечтают. Один прибежал: «А что тут? О смысле жизни? О! Интересно», — посидит 5 минут и побежал дальше. Куда?! «Занят. Нет времени. Бегу выяснить, как дышать по методике Бум-бу, а потом на собачью выставку, но держите меня в курсе дела о смысле моей жизни. Чао».

Если бы мы смогли бы остановиться в гонке жизни. Ну, желательно не в больничной палате и не на необитаемом острове. Остановиться. И если бы только смогли бы, ну, убрать на время, ну, хоть немного, всю эту пленительную музыку современной цивилизации, всё, что заглушает колоссальную потребность нашей души к осмысленному существованию. Убрать всё, что отвлекает, развлекает, ну, остаться на время без телевизора, без телефона. Без всего, что гудит, пыхтит, мигает, привлекает, соблазняет. Прекратите подымать гири и давить на кнопки. (Смех в зале). Прекратите решать уравнения и писать бесконечные программы. Остановитесь. Прислушайтесь.

И тогда мы ощутим тревогу и смятение от звонкой пустоты, которая охватит нас.

И, может быть, тогда, оттуда, из самой глубины души, раздастся тот тонкий голосок: «А для чего я живу? В чём смысл моей жизни?».

Может быть, осознаем, что этот голосок всегда преследовал нас.

Как много людей в мире хотели посвятить себя чему-нибудь по-настоящему важному. Как чувствовали они, что есть что-то, для чего стоит жить вообще. И тогда кто-то гибнул за металл, кто-то за родину, кто-то за идею. Космос хотели освоить. Сколько наших родных еврейских душ верой и правдой служили цели строительства коммунизма, искали смысла во всём чужом. «Есть что-то, для чего стоит жить! — вопила их душа. — Не может быть, чтобы жизнь проскользнула просто так».

Как мучительно больно в конце, в самом конце, обнаружить, что ни для чего существенного они так и не жили. И цели, которые обновлялись, время от времени, были пустые и ложные. Годы. А годы оказались бесцельно прожитыми. И это то, чего они больше всего боялись.

Так неужели самое дорогое, что у нас есть, нашу жизнь, мы её сами, своими руками, превратим во что-то малоценное, бессмысленное?

Так для чего человек живёт?

Есть ли ответ на этот вопрос?

Вот теперь мы, наконец-то, подошли к самому интригующему и важному: к ответу на вопрос всех вопросов: «Для чего нам дана жизнь?».

Ну, вы готовы?

Голос из зала: Да.

И об этом подробно на следующем занятии. Всего доброго. Бессонной вам ночи.