Темы: Ислам, Галут, История, Диаспора, С. Бернфельд
Медина — второй по святости город мусульман (Аравийский п-ов) в Хиджазе, расположен в 250 милях к северу от Мекки; бывшая столица Мухаммада, куда он бежал из Мекки. Здесь же находится его гробница.
Согласно арабским преданиям, Хиджаз и Ятриб были первоначально населены амалекитянами, которых затем вытеснили евреи. О последнем событии сообщают по-разному: в одних источниках говорится, что это произошло при Моше (Китаб аль-Агани IV , 263), по другим источникам — при Йеошуа Бин-Нуне, третьи относят это ко временам царя Давида, который будто бы сюда бежал во время восстания Авшалома.
По-видимому, евреи поселились в Хиджазе после завоевания Иерусалима Невухаднецаром. Возможно, переселялись они постепенно, после нашествия Помпея (64 год до н.э.), покорения Иудеи Титом (70 год н.э.), затем во время преследований Адриана (136 год н.э.). Богатое и процветающее население было в Ятрибе, где евреи имели свои укрепления.
Важнейшие еврейские роды были Бану Кайнука, Бану Курайша и Бану Надир. Последние два назывались ещё Аль Кагинан, считая своё происхождение от Аарона. С 4-го века началось наступательное движение арабских племён на евреев Медины. Племена эти делились на два клана — Бану Аус и Бану Хазрадж. Вероломно убив старейшин евреев, к концу 5-го века арабы достигли первенствующего положения в Медине.
Евреи находились на заднем плане в течение целого столетия. За несколько лет до Хиджры евреи приняли деятельное участие в битве между Бану Аус и Бану Хазрадж. Бану Надир и Бану Курайша сражались на стороне Бану Аус, Бану Кайнука были на стороне Бану Хазрадж. Победа осталась за первыми.
Присутствие евреев в Медине облегчило распространение учения Мухаммада. На первых порах Мухаммад относился к евреям дружелюбно. Впоследствии он стал притеснять евреев Медины, а затем решил покончить с евреями, видя в них постоянную опасность для своего учения.
Мухаммад осадил племя Бану Кайнука, и через 15 дней те сдались. Они переселились на север, ослабив силы оставшихся евреев. Летом 625 года Мухаммад напал на племя Бану Надир. Последние вынуждены были сдаться и переселиться в Хайбар и Сирию. Остались лишь курайшиты. Многие еврейские изгнанники возбуждали против Мухаммада арабские племена и курайшитов. Мухаммаду удалось поссорить союзников, осаждавших Медину; посреди штурма те бросили евреев, оставив курайшитов без помощи. Мухаммад выступил против курайшитов. Те сдались. Решить их судьбу было предоставлено Саиду ибн Муат, и, несмотря на заступничество его племени, все мужчины Бану Курайша, числом 750, были преданы смерти, а жёны и дети проданы в рабство.
В Медину был запрещён въезд как евреям, так и христианам.
Читайте: Иудаизм и Ислам
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»