Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Гордыня, Пиркей Авот, Маараль, Смерть, Смирение, Материальность
Раби Левитас из Явне говорит: «Будь очень-очень смиренным, ибо будущее человека — (могильные) черви».
По-видимому, это высказывание тоже примыкает к предыдущим, поскольку этот мудрец жил в одно время с двумя предыдущими или сразу после них. Мы уже говорили, что в этом — главная причина того, что их высказывания помещены вместе. Однако эти высказывания можно связать и по содержанию. Предыдущая мишна призывает не презирать никакого человека, поэтому раби Левитас добавляет, что это относится только к другим — себя же следует презирать. Чтобы объяснить это, он говорит: будь очень смиренным, ибо будущее человека — черви. Ведь ничего нет более низкого и презренного, чем червь, — и именно таким человек и должен себя видеть. Ниже мы еще будем говорить о порядке следования отрывков мишны.
Эта мишна вызывает такой вопрос. Когда раби Левитас объясняет, почему следует быть смиренным, он говорит, что будущее человека — черви. Но ведь, на самом деле, будущее человека в том, что его душа будет пребывать у подножия Престола Б-жественной славы! Почему же мишна утверждает, что будущее его — черви?! И еще вопрос. Слово будущее в этой мишне передается существительным, означающим «желанное, ожидаемое будущее, на которое надеются». Но разве человек надеется превратиться в могильных червей?! И еще вопрос. Почему раби Левитас начал свою фразу как обращение: будь смиренным, — а закончил ее в третьем лице: ибо будущее человека — черви? Ему нужно было бы закончить таким же обращением: «Ибо твое будущее — черви»!
Вот как следует понимать эту мишну. Несмотря на то, что человек, несомненно, надеется на лучшее, то есть, на удел в Будущем мире, все же в этом мире ему не следует гордиться, поскольку в этом мире будущее человека — черви. Ведь то, что душа человека после смерти попадает в обитель вечной жизни, не связано с этим миром. В этом мире человек на Святом языке назван словом адам, происходящим от слова адама, земля.
Поэтому, пока он остается в этом мире, ему не следует гордиться своим великим будущим: ведь в этом мире человек телесен, (а тело обречено) червям. Хотя после освобождения от тела душе человека обещано благое будущее, если он, находясь еще в этом мире, то есть, в теле, станет гордиться этим будущим, окажется, что он похваляется тем, что ему не принадлежит.
Вот как еще можно понять эту мишну. Бен Азай потребовал никого не презирать, а раби Левитас добавил, что этого недостаточно, а нужно быть смиренным перед всеми. Именно это он имеет в виду: встретившись с низким и презренным человеком, следует быть смиренным даже перед ним.
Затем раби Левитас говорит, что будущее человека — могильные черви. Это означает, что, в конце концов, человек умрет, ибо должен умереть. Мидраш (Шмот раба 2) говорит об этом: «Человек был с самого начала предназначен для смерти, а Змей — для наказания». И поскольку человек предназначен для этого, можно сказать даже, что он к этому «стремится», хотя на самом деле он к этому и не стремится. Это «стремление» обусловлено тем, что само его внутреннее устройство предполагает именно такой конец. Ведь если чему-то уготовано определенное будущее, можно сказать, что он к нему «стремится». Поэтому раби Левитас выразился в третьем лице: будущее человека — могильные черви, а не говорит: «Твое будущее — могильные черви». Он не хотел сказать слушателю, что тот стремится именно к такому будущему и ожидает его. Раби Левитас говорит о человеке вообще, а не о собеседнике. Именно человек вообще предназначен для смерти! Наши мудрецы говорят об этом (Брахот 17а): «Животное предназначено для зарезания, а человек — для смерти». Ты видишь, что смерть — будущее человека просто потому, что таким он сотворен; и это ясно.
Почему же мишна настаивает, что следует быть смиренным очень-очень? Она имеет в виду, что человек должен достичь крайней степени смирения и быть настолько смиренным, чтобы больше было уже невозможно. Если человек решит проявлять смирение в чем-то одном — это неверно, следует же быть смиренным во всем. Ведь (как мы уже сказали) поскольку будущее человека — черви, ему следует быть смиренным до конца, так, чтобы большее смирение было уже невозможным.
Во фразе будущее человека — черви на Святом языке нет слова адам; здесь использован его синоним энош (с наиболее нейтральным значением). Дело в том, что слово адам происходит от слова адама, земля. Черви появляются тогда, когда плоть распадается и гниет, земля же гниению не подвержена. Человек действительно создан из праха земного, но не с этим связано то, что черви — его будущее. Не использовано здесь и слово иш, муж, поскольку предназначение этого названия — указывать на силу человека, как в сочетаниях «муж войны» и так далее. А сама по себе его сила еще не определяет то, что будущее его — черви. Такое будущее зависит не от одного из этих двух свойств человека, а от них обоих вместе, то есть, от того, что сила человека погружена в материальность. Из-за этого человек обречен на исчезновение, то есть, будущее его — черви. И тот синоним слова «человек», который употребила мишна, энош, как раз и означает такое творение, сила которого погружена в материальность.
На Святом языке есть три слова, означающие «человека»: адам, энош, иш. Иш означает силу и больше ничего, адам — происхождение из земли и больше ничего, а энош — и то, и другое вместе, то есть, то, что в человеке сила и земля объединены, его сила погружена в материю. Ты можешь увидеть это, если посчитаешь числовое значение, гематрию слов адам и иш вместе: оно совпадает со значением слова энош. Поэтому, говоря о том, что будущее человека — могильные черви, мишна использовала именно слово энош.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»