Темы: Песах, Пасхальный седер, Уборка к Песаху, Хамец, Подготовка к Песаху
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
В отличие, скажем, от Тиша БеАв, которого ждут с напряжением и опасением, подготовка к Песаху и его ожидание должны приносить радость. Хозяйке дома следует хорошо отдохнуть и снять с себя напряжение, чтобы быть внимательной во время седера и правильно выполнять все свои обязанности, зафиксированные в Торе, или наставления мудрецов, и вместе со всей семьей следить за ходом седера по агаде. Поэтому, занимаясь предпраздничными хлопотами, надо помнить о тех мицвот, которые надлежит выполнять в период Песаха. Цель уборки жилья состоит в том, чтобы исключить нарушение запретов, связанных с наличием хомеца в доме во время праздника Песах.
а) Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:
б) Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.
в) Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.
г) Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.
д) Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.
е) Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.
Введение: Некоторые женщины, откусив кусочек мацы, начинают суетиться, бегать на кухню и обратно, на ходу жуя мацу. Это не по закону, женщина обязана выполнить все мицвот этой ночи, она должна сидя съесть мацу за определённое время. То же самое касается и вина, марора, кореха и афикомана. Поэтому не выходите из-за стола, пока не съедите необходимое количество всего вышеуказанного. Каждый еврей — принц. Расслабьтесь и успокойтесь, старайтесь съесть положенное количество мацы и выпить вино в установленное время. Оставленную на плите еду вы можете проверить после того, как завершите исполнение этих мицвот. Помните, речь идет о тех мицвот, которые выполняются только раз в году. Поэтому наслаждайтесь ими, наслаждайтесь всем пасхальным седером. Относительно многих законов седера существуют различные мнения. В настоящей брошюре невозможно охватить все эти различия и нюансы. Многие предпочитают самые строгие варианты из всех существующих мнений. Каждая деталь исполняемых мицвот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. Мы перечислим лишь основные законы, составляющие тот минимум, который устанавливает Галаха. Если у вас возникнут какие-либо трудности, обращайтесь к знатокам и авторитетам.
Размер: Мера кезаит соответствует размеру половины яйца или трети яйца. Есть мнение, что современные яйца меньше тех, которые существовали во времена Талмуда. По мнению раввина Хазон Иша, мера кезаит наилучшая 50 куб. см., но достаточно и 33 куб. см. Все эти меры — меры объёма, а не веса. Удельный вес мацы около 0,5, поэтому эти меры — около 25, 17, 14,5 г. В книге «Мишне Брура» сказано, что для выполнения мицвы, указанной самой Торой, надо ориентироваться на самый большой размер, в то время для мицвы по указаниям мудрецов разрешается брать за основу меньший размер.
Интересно, что это единственная мицва из Торы в наше время, связанная с едой.
Следует, однако, запомнить следующее:
Что пить:1) Предпочтение следует отдать красному вину. 2) Если вы не можете пить вино, пейте виноградный сок.
Когда мы едим мацу, пьём четыре бокала вина, едим афикоман и корех, мы делаем это, опираясь на левый бок — «асейва». Мицва «асейва» существует для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Опирайтесь на левый бок, стараясь избегать неудобной позы. По существующей традциции ашкеназские женщины не облокачиваются.
Старайтесь выпить бокал в два глотка. Если вам это трудно, выпейте вино за четыре минуты.
Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву — «рассказ о выходе из Египта», мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников, не имеет значения, на иврите или на другом языке. Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать — часть «Рабан Гамлиэль говорил» — о причине, по которой были даны мицвот о Песах, маце и мароре.
Постарайтесь начать седер сразу после выхода звезд (цейт акохавим). Придя домой с маарива, немедленно приступайте к седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца тропезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Наилучшее — это уложить детей днём спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь седера.
Все права сохраняются за автором. Издание переработанное. Разрешается перепечатка не для продажи. 26 Адара 5753 года. Русское издание — 5763 года Иерусалим, Израиль
Читайте также обзор статей по теме Песах — Еврейская Пасха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению