Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Дурное начало, Пиркей Авот, Маараль, Самоконтроль
4:1
Бен Зома говорит: Кто такой мудрец? Тот, кто учится у каждого человека, ибо сказано (Теилим 119:99): «От всех моих учителей я умудрился, ибо Твои свидетельства — моя беседа». Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, ибо сказано (Мишлей 16:32): «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Кто такой богач? Тот, кто радуется своему уделу, согласно сказанному (Теилим 128:2): «Если делами своих рук будешь ты питаться, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в мире Будущем». Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей, согласно сказанному (I Шмуэль 2:30): «Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут опозорены».
Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение. (Здесь снова говорится о том, что) все похвальные качества человека должны быть частью его собственной природы, а не чем-то внешним. Если же богатырем назвать того, кто победил другого, окажется, что это его качество зависит от побежденного. Эта победа никак не отражается на личности победителя, и не его собственная природа определила победу над другим! Даже если он захватил множество городов (это ничего не меняет). Слово богатырь должно описывать самого человека, а захвативший даже многих все равно называется победителем лишь потому, что есть побежденный, а не из-за какой-то собственной черты. Если речь идет о некоем качестве человека, оно должно описывать его самого, а не появляться благодаря кому-то другому. А поскольку мощь богатыря определяется военными победами, получается, что когда побеждать некого, нет и мощи!
Кроме того, победа вообще может быть вызвана особенно неудачным для побежденного расположением звезд, благодаря которому даже слабейший противник смог его победить. В силу всех этих причин военная победа ничего не может сказать о самом победившем, и если он совершил богатырский подвиг, это еще не основание считать и называть его богатырем. Но если человек подчиняет собственное дурное побуждение, он проявляет свою собственную, присущую ему силу и потому достоин называться богатырем. Поэтому Бен Зома и утверждает, что богатырь — это тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, поскольку этот человек проявляет мощь без необходимости побеждать других.
Доказательство этому Бен Зома усматривает в стихе «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Он имеет в виду, что поскольку умеющий сдержать свой гнев сравнивается в Писании с воином, захватывающим город, значит, и подчиняющий дурное побуждение тоже является богатырем. Ведь его мощь тоже связана не с захваченным городом, а с ним самим!
Человек, проявляющий богатырскую мощь в боях и захватывающий города, не заслуживает названия богатыря еще по одной причине. Состоит она в том, что умением сражаться обладают и животные, даже в еще большей степени, чем люди; оно ни в коем случае не является прерогативой человека и не выявляет его человеческих качеств. А подчиняющий свое дурное побуждение проявляет не физическую силу, а разум и мудрость, то есть, именно человеческие способности, и потому достоин называться богатырем.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо