Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Стих рассказывает: «И был потоп сорок дней на земле». Тора не разделяет здесь верхние и нижние воды, а значит, сообщает, что не только дождевая вода падала на землю сверху, но и кипящая вода из бездны поднималась снизу все сорок дней. Но откуда же появилась вся эта вода, уничтожившая мир?

Мы можем дать этому удовлетворительное объяснение. Б-жественное Провидение, ашгахапратит, всегда использует подходящие материальные средства. И в данном случае понятна логическая последовательность событий, приведшая к такому результату. Из-за множества плотных туч на земле воцарился холод, потому что они не пропускали к Земле солнечные лучи. Из-за этого тепло отступило в нижние слои Земли, нагрело находящуюся там воду и вскипятило ее. То же самое происходит каждую зиму: на поверхности Земли вода остывает, а подземные воды, наоборот, нагреваются. И Б-г постановил и устроил так, чтобы плотность воды уменьшилась, а из-за этого объем ее стал во много раз больше, так что она вырвалась из тех полостей земли, в которых была заключена, и разлилась. Именно об этом сказано (Берешит 7:11): «И разверзлись все источники великой бездны». Стих говорит об увеличении объема воды, которая пробилась на поверхность из-под Земли. И я думаю, что об этом говорили наши мудрецы (Санхедрин, глава Хелек): «Поколение потопа было наказано кипящей водой». Подземные воды нагрелись, вскипели, из-за этого их плотность чрезвычайно уменьшилась, и дело выглядело так, что этой «воды бездны» вдруг стало очень много.

А наряду с этим фактором действовал и второй: стихия воздуха целиком превратилась в стихию воды, и из-за этого пошли невероятно обильные дожди. Об этом сказано в стихе «И небесные окна открылись», то есть, воздух на все эти сорок дней обратился в воду.

Разъяснение того, что Ноах отослал ворона через сорок дней, а голубя — через семь и еще через семь (8:1—15)

Почему Ноах ждал сорок дней со дня, когда открыл окно ковчега, и лишь потом отослал ворона? И почему потом после ворона он ждал семь дней, прежде чем послать голубя первый раз, и потом — еще семь дней?

Я объясняю причину его поступков так. Когда Ноах увидел верхушки гор, его мудрость подсказала ему, что необходимо подождать еще сорок дней, потому что вся жизнь мира основана на числе четыре. Над нами, в верхнем мире, расположены четыре лагеря святых ангелов. Под ними обращается небесная сфера, также разделенная на четыре четверти. Поэтому и материя состоит из четырех основных стихий, и их комбинации тоже можно разбить на четыре основных категории: неодушевленное, растительное, животное царства и человек. Время зарождения плода в чреве тоже составляет именно сорок дней. Все, что разделено на четыре, а также основанное на этом разделении число сорок — это основа мира и его корень. Поэтому и Моше-рабейну каждый раз, поднимаясь на гору Синай, проводил там именно сорок дней и сорок ночей, и поэтому мераглим, разведчики, ходили по Земле Израиля сорок дней, а еврейский народ скитался в пустыне сорок лет. И «эти дни вспоминаются и исполняются» до сего дня, каждый год, ибо таково желание Б-га. И поскольку Ноах видел, что Б-г уничтожил водами потопа Свой мир за сорок дней, а в конце сорокового дня смилостивился, он тоже ждал те же самые сорок дней, рассчитывая, что в конце их уже появятся высокие дома и деревья, так что птицы смогут найти место, подходящее для гнезда.

Дождавшись конца сорока дней, он открыл окно ковчега и, не увидев ничего из того, что ожидал, послал ворона. И когда ворон не принес ему хороших новостей, он послал голубя — один раз и второй, спустя семь дней. А это число Ноах выбрал потому, что оно составляет четверть лунного цикла, а ведь именно луна управляет приливами и отливами! Поэтому Ноах дождался того дня, когда, по его расчетам, вода должна была сойти, а земля — высохнуть, и отослал голубя. И теперь ты можешь увидеть, что его действия охватили все четыре четверти полного цикла, то есть, полный месяц. (Только для этого нужно еще вспомнить, что каждая неделя ожидания была на самом деле удвоенной — наши мудрецы выводят это из стиха «И прождал еще семь дней других»).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.