Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21
Плоды дерева в первые три года после посадки; зерна злаков, засеянных в винограднике; юный обжора и пьяница.

191-я заповедь – запрещение есть зерна из свежих колосьев нового урожая до завершения 16-го дня месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, когда принесете эту жертву вашему Б-гу” (там же). И пояснили наши мудрецы (Критот 5а): “Тот, кто ел и хлеб, и сушеные зерна, и зерна из свежих колосьев, подлежит наказанию за каждое их этих нарушений в отдельности”.

В 9-ом из “Принципов”, предшествующих этому сочинению, мы уже предельно ясно указывали на особенности подобных запретов. Вдумайся и пойми сказанное там.

Законы, связанные с новым урожаем злаков, разъясняются в 6-ой главе трактата Менахот (67б-71а), а также в нескольких местах трактатов Швиит, Маасрот и Хала.

 

 

 

192-я заповедь – запрещение есть орлу (плоды дерева в первые три года после посадки). И об этом речение Ашема: “И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за орлу; три года будут они для вас орла нельзя их есть” (Ваикра 19:23).

И тот, кто съел кезайт от этих плодов, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Орла.

В самой Торе запрещено есть плоды орла, выросшие только на Земле Израиля. А запрет есть плоды первых трех лет, выросшие вне Земли Израиля, – это закон, полученный Моше на Синае устно.

 

 

 

193-я заповедь – запрещение употреблять в пищу килей акерем (зерна злаков, засеянных в винограднике, и виноград, выросший в таком винограднике – НД 216). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не засевай в твоем винограднике семян злаков, а то запрещены будут и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника” (Дварим 22:9). И сказали мудрецы (Хулин 115а): “Запрещены будут...” – т.е. будут преданы огню, поскольку из подобных плодов запрещено извлекать какую-либо пользу. И мы уже упоминали правило: везде, где в Торе сказано: “остерегайся...”, “а то...”, “а иначе...” – это заповеди “Не делай”.

 Во второй главе трактата Песахим (24б) сказано: “За нарушение любого запрета Торы нарушитель наказывается бичеванием только в том случае, если он совершил запрещенное действие способом, доставляющим удовольствие”, – следовательно, тот, кто съел запрещенную Торой пищу, наказывается только, если он ел способом, доставляющим удовольствие (НД 187). И говорится вслед за этим: «Сказал Абае: Все признают, что съевший килей акерем наказывается бичеванием даже в том случае, если он ел способом, не доставляющим удовольствие. Почему? Потому что в Торе не написано, что плоды такого виноградника запрещено есть, но написано: “...запрещены будут” – будут преданы огню». 

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Килаим (гл. 4-8).

Запрет Торы распространяется только на виноградники Земли Израиля.

 

 

 

194-я заповедь – запрещение пить вино, использованное для жертвенных возлияний идолам. Нет речения Торы, в котором бы этот запрет был выражен прямо. Но в трактате Авода зара (29б) объясняется: “В стихе сказано: “Где их боги... которые ели тук их жертв, пили вино их возлияний?” (Дварим 32:38) – и как жертвы, приносимые идолам, запрещены в пищу, так и вино, использованное для идолослужения, запрещено пить”. И во многих местах Талмуда разъяснено, что из такого вина запрещено извлекать любую выгоду и удовольствие, а нарушивший запрет карается бичеванием.

Доказательством того, что запрет пить вино, использованное для идолослужения, является заповедью Торы и входит в число заповедей “Не делай”, служит следующее высказывание мудрецов, приведенное в трактате Авода зара (73б): “Раби Йоханан и Рейш Лакиш говорили: “Все запрещенные Торой виды пищи запрещены даже в смеси с разрешенной едой, – как с подобной же (например, запрещенное мясо с разрешенным), так и с иной, – но только в том случае, если вкус запрещенной пищи ощутим в смеси. Исключениями являются тевель (НД 153) и вино, использованное для идолослужения: в смеси с подобной же едой (например, запрещенное вино с разрешенным) они запрещены в любой дозе, а в смеси с иной пищей только в случае, если их вкус ощутим”. Ведь это ясное доказательство того, что вино, использованное для идолослужения, запрещено Торой.

И также в Сифри (Балак), упоминая о том, каким образом в Шитим дочери Моава склонили сыновей Израиля к разврату, мудрецы повествуют: “Он входил, а у нее мех, полный вина, – а тогда еще не было запрещено Израилю вино неевреев, – и она говорила ему: “Хочешь выпить?!” и т.д.  И из того, что сказано “тогда еще не было запрещено”, вне всякого сомнения, можно понять, что вслед за этим стало запрещено.

С другой стороны, в ином высказывании Талмуда (Шабат 17б) запрет употреблять вино неевреев перечислен среди 18 запретов, вынесенных мудрецами. И также сказано (Авода зара 56а,62б): “Запрет относительно вина неевреев отличается тем, что в нем мудрецы устрожают”.

В этих высказываниях речь идет о любом вине неевреев, а не о том, которое применяется для идолослужения. Но пить вино, которое используется для идолослужения, запрещено самой Торой. Ведь известно изречение мудрецов (Авода зара 30б-31а), выявляющее различия между запретом на употребление вина, использованного для идолослужения, и запретом на любое нееврейское вино.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последних главах трактата Авода зара.

 

 

 

195-я заповедь – запрещение быть с юных лет обжорой и пьяницей, как это разъяснено на примере бен сорер уморе (сына, который сбился с пути и не слушается родителей): «...Отец и мать выведут его... и скажут старейшинам своего города: “Вот сын наш буйный и непокорный, не слушает он нашего голоса, обжора он и пьяница”» ( Дварим 21:19-20).

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не ешьте над кровью” (Ваикра 19:26). Ведь в Торе указано, что такой “буйный и непокорный” сын подлежит смерти по приговору суда – “и пусть закидают его все люди города камнями, и да умрет он” (Дварим 21:21). А мы уже упоминали в предисловии к этому сочинению (14-ый принцип): если в Торе сказано, что за совершение определенного проступка грешник подлежит смертной казни по приговору суда или “отсечению души”, можно утверждать, что он преступил заповедь “Не делай”, за исключением двух случаев – заповеди о пасхальной жертве и об обрезании (когда карет следует за невыполнение заповеди “Делай”). И поскольку “буйный и непокорный” сын при определенных условиях приговаривается судом к побиению камнями, мы можем с уверенностью заключить, что своими действиями он нарушает запрет Торы. Ну, а если наказание за его проступок названо в Торе, нам осталось лишь исследовать и обнаружить, в каком из стихов скрыт этот запрет – согласно хорошо известному нам правилу: Тора говорит о наказании за определенное действие только в том случае, если это действие запрещено самой Торой.

Сказано в трактате Санхедрин (63а): “Где в Торе содержится предостережение непокорному сыну – обжоре и пьянице? Тора говорит: “Не ешьте над кровью” – т.е. не устраивайте пир, который может привести к пролитию крови: не пируйте едой, украденной у родителей, потому что этот пир может обернуться смертным приговором суда”.       

 И если непокорный сын устраивает подобный пир, съедая на нем определенное количество украденного у родителей мяса и выпивая определенное количество украденного у родителей вина (см. Санхедрин 70а), он преступает заповедь “Не делай”. И несмотря на то, что, как мы разъясняли в “9-ом принципе”,  речение “Не ешьте над кровью” – “обобщающий запрет” Торы (лав шебихлалут), приговор Торы остается в силе. Ведь поскольку наказание ясно названо в Торе, мы не обращаем внимание на то, выводится ли запрет с помощью методов толкования Торы или является “обобщающим”. И мы уже несколько раз указывали на это и приводили соответствующие примеры.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?