Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Не всякое соприкосновение одежды с водой запрещено в Субботу

Замачивание грязной одежды несомненно является существенным этапом стирки, поэтому оно запрещено по всем мнениям. Но можно ли замачивать чистую одежду? Большинство авторитетов считают, что можно. Но поскольку на эту тему ведется полемика, то на практике мы "устрожаем" закон (лехумра). В результате чего не замачиваем даже чистую одежду. Т.е. не кладем ее в воду и не льем воду на нее.

И все же не всякое соприкосновение одежды с водой запрещено в Субботу. Иногда от попадания воды на ткань последняя скорее пачкается, чем замачивается для стирки. А значит, ничего страшного нет! Именно это соображение позволяет нам вытираться полотенцем, даже если оно при этом становится мокрым. Также можно выходить на улицу под дождь, несмотря на то что мы рискуем промокнуть насквозь. И, если полный стакан опрокинулся на столе, воду можно промокнуть тканой салфеткой.

Правило, приравнивающее замачивание к стирке, не применимо к кожаным изделиям, которые, по определению, нельзя стирать. Их, в лучшем случае, моют! А стирают, например, шерстяные и хлопковые изделия, используя свойство ткани впитывать влагу внутрь себя. Вот это проникновение воды внутрь ткани и является стиркой, все остальное - просто разрешенное мытье.

Обычно кожа не впитывает ни грязь, ни воду (если не говорить о процессах, требующих массу времени). Замачивая кожаное изделие в воде, мы тем самым смываем с него прилипшую грязь, а это действие можно уподобить скорее разрешенному мытью тарелок, чем запрещенной стирке. И все же потирать кожу рукой или тереть ее одним концом о другой в воде или других моющих средствах нельзя, потому что по форме (если не по содержанию) это очень похоже на стирку. Практическое применение правила: можно лить воду на грязные ботинки, но нельзя их протирать.

Согласно мнению большинства авторитетов, клеенки и пластиковые скатерти имеют тот же статус, что и кожаные изделия: можно лить на них воду, но нельзя с силой оттирать грязное место другим концом клеенки или рукой. Можно в Субботу замочить клеенку в воде, но только при условии, что ею собираются пользоваться в тот же день. Однако вымыть ее для того, чтобы расстелить на столе после Субботы, уже нельзя.

Но не все запрещают тереть мокрую клеенку и пластиковую скатерть, чтобы отмыть их от грязи. Существует и другое мнение, согласно которому мытье этих предметов -включая замачивание и оттирание грязных мест - ничем не отличается от мытья посуды. Так что на них запрет стирки вовсе не распространяется.

Некоторые ученые приравнивают к кожаным изделиям также и предметы, сотканные из синтетических нитей (нейлона и т.п.). Однако большинство авторитетов запрещает замачивать синтетические ткани, утверждая, что вода в них хотя бы немного, но впитывается. Так мы и поступаем на практике.

Чуть выше мы сказали, что для вытирания грязи со стола нельзя пользоваться влажной тряпкой. Но можно ли намочить для той же цели обычную бумажную салфетку? На этот случай запрет стирки не распространяется, потому что салфетку выбрасывают сразу после использования. И даже если ее не выбросят, никому в голову не придет сказать, будто бумага стала чище и лучше в результате контакта с водой; наоборот, такой контакт для нее губителен. Тем не менее, остается запрет выжимания воды из бумаги! Поэтому пользоваться мокрыми бумажными салфетками непринято.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?