Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как свидетельствуют материалы Национального архива Республики Беларусь, еврейское сопротивление возникло в первые же дни оккупации республики. Почти не было гетто, где бы не действовала подпольная организация. В 100-тысячном Минском гетто под руководством Исая Казинца и Михаила Гебелева активно действовали 22 подпольные группы, объединявшие более трехсот человек. На их боевом счету диверсионные акты и саботаж на немецких предприятиях и железнодорожном узле, тысячи людей, выведенных из гетто в партизанские отряды.

Восстали и героически сражались с карателями узники гетто Белостока, Несвижа, Клецка, Лахвы, Деречина. Примером неустрашимого мужества и отваги стало вооруженное восстание в Глубокском гетто. В Национальном архиве РБ обнаружен документ, составленный командованием 1-й партизанской бригады 29 августа 1943 года по свежим следам событий. В нем говорится: «Восстание началось 19 августа 1943 года, организованное тов. Либерманом. Завязался бой с немцами и полицией. Немцы открыли артиллерийский огонь, подошли танки. Но ничего не могло удержать этого натиска, евреи оказывали сопротивление, было убито и ранено 100 гитлеровцев. Часть евреев ушла в лес, а большая часть была расстреляна».

Столь же отчаянное сопротивление оказали гитлеровцам и их прислужникам евреи Слонима, Миор, Други, Шарковщины, Браслова, Воложина, Колдычева… В местечке Радунь в мае 43-го 180 евреев, приведенные к месту расстрела, неожиданно набросились на немецкую охрану. Хотя эсэсовцы были вооружены, храбрецам удалось взять верх над ними. Победа была нелегкой. Погибло 20 юношей, но все остальные бежали в лес. Многолетний директор Яд Вашема, доктор истории Ицхак Арад, 16-летним мальчишкой ставший партизаном в белорусских лесах, а в послевоенные годы генералом Армии обороны Израиля, писал: «Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись как могли. Часто голыми руками и почти всегда без чей-либо помощи».

Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе доносил рейхскомиссару Остланда: «Во всех вооруженных столкновениях с партизанами Белоруссии выяснилось, что еврейство… является главным вдохновителем партизанского движения».

В начале ноября 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения, генерал-лейтенант П.К.Пономаренко по личному указанию «великого отца всех народов» разослал командирам формирований радиограмму, фактически запрещавшую принимать евреев в отряды. Логика была убийственная: нельзя «допустить проникновения в отряды вражеской агентуры…». Эта директива обрекла на верную смерть многие тысячи людей, для которых партизанские отряды могли стать убежищем. И все же нашлись смельчаки, сумевшие создать еврейские семейные партизанские отряды и лагеря. Идея принадлежала одному из руководителей подпольной организации Новогрудского гетто Тувию Бельскому.

Ранней весной 42-го года Тувию вместе с братьями Асоэлом, Зусей и Арчиком удалось бежать из гетто. Вскоре к ним присоединились еще 13 беглецов. Так началась история одного из крупнейших в Европе еврейских партизанских отрядов. Примечательно, что он не упоминается ни в официальной публикации, изданной Институтом истории партии при ЦК КП Белоруссии, «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-июль 1944)», ни в энциклопедическом однотомнике «Беларусь в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.)», вышедшем уже в постсоветское время.

Между тем, отряд Тувия Бельского в Налибокской пуще стал центром притяжения для узников многих гетто. Тувий Бельский проявил недюжинные организаторские способности. Был сооружен хорошо замаскированный подземный городок. В отряде оказались квалифицированные оружейники, портные, кожевенники, сапожники и другие ремесленники. Стали работать мастерские. В пуще расположился госпиталь, имелись прачечная и мыловарня. Для обеспечения людей продуктами партизаны засеяли восемь гектаров пшеницы и ячменя. Постоянно работали мельница и пекарня.

Партизаны отряда Тувия Бельского не только обеспечивали безопасность беззащитных женщин, детей и стариков, но и сражались с врагом. Командование подготовило 22 разведчика и 28 подрывников. Евреи-партизаны держали под своим контролем многие коммуникации. Об этом свидетельствуют выписки из коллекции архивных документов:

«4 февраля 1944 года. Железная дорога Барановичи — Лида. Пущен под откос эшелон с военной техникой. Разбито 7 вагонов, повреждено — 4. Железнодорожное сообщение прервано на 15 часов».

«Март: Перегон Неман — Яцуки. Подорван эшелон с военным грузом. Уничтожен паровоз и 6 вагонов. Остановлено движение на 9 часов».

«Шоссе Новогрудок — Лида. Взрывом мины уничтожена автомашина. Убито 12 гитлеровцев. Движение на дороге остановлено на несколько часов».

«Участок Новоельня — Дворец. Уничтожена телефонно-телеграфная связь на линии Барановичи — Лида протяженностью один километр (21 столб).»

«Апрель: Участок Вейганы — Яхимовщина. На линии Молодечно — Лида пущен под откос вражеский эшелон с автомашинами. Поврежден паровоз, уничтожено 4 вагона. Сообщение прервано на 5 часов. Жертв со стороны группы не было».

«Железная дорога Барановичи — Лида. На перегоне Неман — Яцуки пущен под откос эшелон с понтонными мостами. Уничтожен паровоз и 6 вагонов. Движение прервано на 9 часов».

«Участок Лида — Новогрудок. У деревни Рушиловка подорваны две легковые машины. Убито три гитлеровца и два полицейских».

В итоговом донесении отмечено, что бойцы пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодорожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. Они спасли от угона в Германию более 1000 человек.

Четыре раза в 1943 году немцы предпринимали карательные операции, чтобы уничтожить лагерь Тувия Бельского. Однако каждый раз, благодаря умелым действиям командира, удавалось прорвать кольцо блокады и спасти людей с минимальными потерями. Не случайно за помощь в поимке Тувия Бельского немецкие власти обещали вознаграждение в размере 100 тысяч рейхсмарок.

9 июля 1944 года отряд Тувия Бельского дал последний бой отборной части эсэсовцев численностью более 200 человек. 45 немецких солдат и офицеров было убито, 56 — взято в плен. Захвачены значительные трофеи. В этот же день партизаны отряда Тувия Бельского встретились с наступавшими на запад советскими войсками.

Но не всегда всё складывалось так благополучно. Имелись случаи, когда у еврейских партизан изымали добытое оружие, а их самих изгоняли из отряда. Гирш Смоляр в книге «За проволокой гетто» рассказывает о том, что в отряде имени Пахоменко, созданном евреями Минского гетто, назначенный в августе 43-го командир Н.Г.Гулинский зачитал приказ белорусского партизанского командования, предписывающий женщинам и старикам покинуть отряды «в целях повышения их боеспособности и маневренности». «В соответствии с этим распоряжением, — заявил он, — нам следует освободиться от 35 партизан-евреев, находящихся в отряде вместе с женами». Этот командир, собственноручно расстрелявший одного из первых евреев Минского гетто, пришедших в отряд, — партизана Рубенчика, не позволил евреям даже переночевать в лагере. Он заставил их, невооруженных, немедленно отправиться к месту, где располагался отряд Зорина, хотя среди этих партизан были и те, кто уже отлично зарекомендовал себя в боях.

Семейные отряды Т.Бельского и Ш.Зорина подверглись нападению и со стороны крайне антисемитски настроенных частей польской Армии Крайовой, стремившихся взять под свой контроль территорию довоенной Польши.

15 сентября 1943 года генерал Бур-Коморовский, командующий Армией Крайовой, издал приказ, прямо предписывавший уничтожение еврейских партизанских групп, обвинив их в бандитизме. Два месяца спустя, 18 ноября, конный взвод под командованием хорунжего Нуркевича окружил и обезоружил группу евреев-партизан из отряда Зорина. Когда же другой польский отряд в мае 1944 г. напал на бойцов Тувия Бельского, партизаны дали достойный отпор.

Давид Мельцер, Нью-Йорк, «Вестник» 2000 г.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.