Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы следить за своей речью, заведите дневник. Воздерживайтесь от обсуждения других людей даже в кругу самых близких людей.

60. Прежде смотри за собой!

Если кто-то произносит лашон-ара, он не имеет права упрекнуть другого за этот грех. И наоборот, если он следит за своей речью, он может помочь другим делать то же самое.

61. Не место отчаянью!

Если вам, несмотря на старание, долгое время не удавалось правильным образом управлять своей речью, не опускайте руки. Признайте ошибки и попробуйте еще раз.

62. Сначала — исправить речь, потом все остальное

Когда первосвященник Храма в Йом Кипур входил в Святая Святых, он прежде всего воскурял благовония и лишь затем переходил к остальной работе. В Талмуде (см. трактат Йома 44) сказано, что благовония Храма искупали грех злословия. Отсюда учим, что, когда человек хочет оставить свой дурной путь, в первую очередь ему надо исправить свою речь.

63. Лекарство

Какое лекарство есть для того, кто злословит? Если он ученый — пусть изучает Тору. Если же нет — пусть ведет себя скромно. (Трактат Арахин 15)

64. Еженедельный отчет

Есть такой совет: завести особую тетрадь, в которой будут отмечаться удачи в том процессе, который мы называем улучшением собственных качеств. Перед наступлением субботы сядьте и припомните все, что говорилось вами в течение недели. Если неделя прошла без нежелательных инцидентов, можно с радостью отметить это в тетради. Тогда возблагодарим Всевышнего за Его помощь и попросим, чтобы и в будущем Он не оставлял нас Своими заботами.

65. Совет Торы

Тора дает нам следующий совет, как охранять свою речь (Дварим 24:9): «Помни о том, что Всевышний сделал Мирьям в пустыне при вашем выходе из Египта». Мирьям злословила о Моше и была жестоко наказана. Вспоминая об этом наказании, мы осознаем всю серьезность злословия.

Есть люди, которые цитируют этот отрывок (повторяя его ежедневно после молитвы) и сразу же после этого начинают злословить. Ничего удивительного в этом нет: простое повторение стиха не приносит пользы. Польза может быть только в одном случае: когда человек задумывается над тем, что читает. Если он на самом деле вспомнит о наказании, которое понесла Мирьям, он не опустится до злословия. Правда, для этого надо знать тонкости законов о лашон-ара.

66. Большая ответственность

Знаток Торы обязан следить за своей речью в большей степени, чем необразованный человек. Если он проявит неосторожность, другие станут следовать его примеру. Как называется такой грех? Хилуль Ашем, осквернение Имени Всевышнего.

67. Вера в Творца уменьшает злословие

Укрепляя в себе веру и надежду на Всевышнего, мы защищаемся от греха злословия. Если человек считает, будто он страдает от других людей, которые наносят убыток его доходам и престижу, ему тяжело удержаться от злословия в их адрес. Но если он помнит, что все его потери зависят от воли Создателя, он сумеет преодолеть свой гнев и не произнесет запрещенных слов.

68. Молчание — как одобрение

Допустим, вы находитесь среди злословящих людей. Причем вам известно, что они не обратят никакого внимания на ваши упреки, и поэтому молчите. Так поступать нельзя, ибо присутствующие истолкуют ваше молчание как одобрение. Услышав злословие, вы обязаны защитить жертву. Но если вам крайне тяжело постоянно останавливать других и возражать им, вступая в споры и пререкания, покиньте эту безнравственную компанию. (Шаарей Тшува)

69. Найдите себе настоящих друзей

К сожалению, грех злословия очень распространен. Вам трудно все время упрекать людей и останавливать их. Не менее трудно раз за разом покидать их компанию посреди разговора. В конечном счете, вы же воспитанный человек! Поэтому ничего не остается, как найти себе круг людей, осторожных в своей речи.

70. Воздержание от разговоров

Есть люди, которые, совершая тшуву (раскаиваясь) в каком-то прегрешении, постятся, т.е. воздерживаются от пищи. Предпочтительнее воздерживаться не от пищи, а от разговоров. Этот метод помогает и телу, и душе. («Рош Агива»; «Игерет Агра»)

71. Неинтересно

Человеку следует приобрести привычку не проявлять интерес к тому, что не касается его лично. Это очень важно для тех, кто хочет научиться хранить свою речь.

72. Без лишних волнений

Мы услышали, что кто-то сделал нам что-то дурное. Спокойно! Примем неприятность без возбуждения. Излишние эмоции неизбежно приведут к злословию. Возможно, у нас нет повода для волнений: или нам сообщили неправильные сведения, или все не так скверно, как нам представляется.

73. Не обсуждайте людей

Если человек разговорчив от природы и ему трудно молчать, то пусть постарается говорить о чем угодно, но не о людях.

74. Ни слова супругу (или супруге)

Надо приучить себя смотреть за своей речью даже в кругу близких людей, в семье, с родителями и супругом (супругой). Оставаясь с ним (или с ней) наедине, будем воздерживаться от обсуждения других людей, чтобы из нашего рта не вышло ни одного злого слова, ни одной сплетни.

75. Нам это понравится?

Прежде чем сказать плохие слова о ком-то другом, давайте представим себе, как мы отреагируем на такие же слова, сказанные о нас?

76. Мы уверены?

Запомним важное правило: если в каком-то случае мы сомневаемся, являются ли злословием слова, которые мы собираемся произнести в чей-то адрес, то имеет смысл считать их лашон-ара. А значит, не будем их произносить!


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.