Из цикла «История еврейского народа», темы: Талмуд, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Сангедрин, Амораим
После смерти Раби Санхедрин и бейт мидраш в Ципори продолжали оставаться центрами Торы. Перед смертью Раби передал полномочия руководителя Санхедрина своему сыну — р. Гамлиэлю Третьему. Он известен как р. Гамлиэль сын Раби. Братом р. Гамлиэля был р. Шимон бар Раби — большой мудрец и друг р. Хии. Однако р. Гамлиэль скоро умер, и его сын р. Йеуда Несиа возглавил Санхедрин.
Во времена р. Гамлиэля и р. Йеуды Несиа различные версии Мишны, оставшиеся после Раби, тщательно выверялись. В спорных случаях решение принимал Санхедрин. Продолжалась работа над упорядочением Барайты. Со смертью р. Йеуды Несиа в 3990 (230) году закончилась эпоха танаев, продолжавшаяся более двухсот пятидесяти лет и включавшая в себя девять поколений мудрецов.
После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию. Отчасти этому способствовало возвращение туда Рава — одного из сильнейших учеников Раби. Однако главной причиной были войны, прокатившиеся по Эрец Исраэль и помешавшие мудрецам и их ученикам спокойно изучать Тору. Политическое и экономическое положение в Вавилонии в то время было намного стабильнее. Это позволяло относительно легко зарабатывать средства для существования и уделять достаточно времени изучению Торы. Мудрецов этой эпохи называют амораями. В прошлом так называли мудрецов, стоявших рядом с главой ешивы и пояснявших содержание урока слушателям. В последующих поколениях амораями стали называть мудрецов Талмуда (амора — поясняющий Тору, переданную предыдущими поколениями). Большинство руководителей Санхедрина после р. Иеуды Несиа уступали в знаниях Торы главам ешив. Народ воздавал почести руководителям Санхедрина, как потомкам Гилеля, однако уже тогда истинными лидерами евреев стали главы ешив.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»