Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С древних времен используют еще один метод сохранения тепла: посуду с едой заворачивают в одеяла, подушки и другие теплоизолирующие материалы ("укутывание" на иврите - атмана). Возникают ли здесь алахические проблемы?

 

До сих пор мы рассматривали вопросы, возникающие в связи с установкой кастрюли на огонь. Однако с древних времен используют еще один метод сохранения тепла: посуду с едой заворачивают в одеяла, подушки и другие теплоизолирующие материалы ("укутывание" на иврите - атмана). Возникают ли здесь алахические проблемы?

Завернуть кастрюлю с недоваренной пищей в Субботу нельзя, так как, сохраняя тепло, мы способствуем процессу варки, который продолжает идти в кастрюле. Однако мудрецы запретили закутывать в Субботу даже полностью сварившуюся пищу, опасаясь, что, снимая кастрюлю с плиты, хозяйка обнаружит, что она вовсе не такая горячая, как хотелось бы, и, забыв, что сегодня Суббота, раздует угли, чтобы ее подогреть. Но накануне Субботы кастрюлю можно заворачивать в любой теплоизолятор, помогающий сохранить тепло. Однако даже в пятницу нельзя закутывать кастрюлю способом, который прибавляет тепло. Причиной тому - опасение, что человек, поступая по аналогии, позволит себе зарыть кастрюлю в золу, накопившуюся в его печи, а здесь уже не избежать раздувания угольков, оставшихся в золе.

Наиболее часто встречающийся на практике способ, прибавляющий тепло, -укутывание кастрюли, стоящей на огне или на электрической плате. Значит ли это, что нельзя накрыть одеялом или полотенцем кастрюлю, стоящую не только на плате, но и на плите? Не будем спешить. Дело в том, что, по мнению большинства авторитетов, укутыванием (атмана) называется только полное заворачивание, при котором материал, в который заворачивается посуда, плотно прилегает к ней со всех сторон. Частичное укутывание не было запрещено мудрецами - прежде всего потому, что на погружение кастрюли в золу такое действие не похоже, так что нет нужды опасаться аналогий. Правда, некоторые законоучители оспаривают сказанное, но на практике можно положиться на мнение большинства и накрыть сверху кастрюлю, стоящую на плите, так чтобы значительная часть стенок осталась открытой. Подобным образом можно поступать не только в пятницу, но и в Субботу, если пища в кастрюле сварена до полной готовности (в случае с жидкой пищей - добавочное условие: если она еще не остыла).

Кастрюлю, которая была полностью укутана в одеяла разрешенным способом (до наступления Субботы и без подвода тепла), разрешено вторично укутать и в Субботу. Более того, можно накрыть ее дополнительными одеялами, раскрыть и снова закутать ее. И, конечно же, можно возвратить на нее упавшее одеяло. Но все это только при условии, что пища в кастрюле сварена до полной готовности и не остыла, если она жидкая.

Запрет на укутывание относится только к "первому сосуду", то есть к той емкости, в которой пища была сварена. Но разрешено закутывать пищу, перелитую во "второй сосуд". Поэтому, если в Субботу погас газ, нельзя полностью закутать снятую кастрюлю в одеяла, но можно перелить ее содержимое в другую кастрюлю, и уже ее укутать.

В связи со сказанным возникает вопрос: можно ли перелить остывающую воду в термос? Т.е. не является ли сохранение в нем тепла разновидностью укутывания? Авторитеты последних поколений разрешают переливать воду в термос, потому что, как они говорят, мудрецы прошлого, запрещая закутывать, имели в виду помещение сосуда в оберточный материал, сохраняющий тепло, но не помещение горячей воды в сосуд, в том числе и тот, что предназначен для сохранения тепла. Разница в том, что в первом случае мы имеем дело с сосудом, в котором находится горячая вода (или еда), а во втором - с самой горячей водой, которую наливают в сосуд (термос) для сохранения тепла. Ведь, согласитесь, любой сосуд хоть немного предохраняет пищу от остывания, а помещать пищу в сосуд в Субботу не запрещено. Иначе, запретив термос, нам придется запретить и обычную чашку...

По такой же причине можно налить горячую воду в грелку.

По мнению большинства авторитетов, атмана - это не только укутывание сосуда в одеяла и полотенца, но и помещение сосуда с пищей в горячую жидкость. Поэтому нельзя подогреть банку консервов, погрузив ее целиком в горячую воду. Так что, когда нам надо будет подогреть бутылку молока для ребенка, не стоит помещать ее целиком в стакан горячей воды (если молоко не спешит согреться, можно сменить воду несколько раз).

Упомянутый запрет распространяется только на погружение сосуда в горячую воду. Однако разрешено погружать в горячую воду пищевые продукты, не находящиеся в сосуде. Поэтому можно положить кусок мяса для подогрева в горячий суп - при условии, что он не стоит на плите. Однако, уже положить кугель, обернутый в фольгу или целлофановый пакет, в кастрюлю с чолнтом, как делают некоторые хозяйки, проблематично, - ведь фольгу можно рассматривать как сосуд. Поэтому следует положить кугель так, чтобы чолнт не покрывал его целиком.

Если по ошибке или незнанию кто-то из нас нарушил правила укутывания, никакого наказания на него не накладывается - сохраненную в тепле пищу можно есть. Но в следующий раз давайте будем более внимательными!


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.