Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Ссуда
Предисловие
Ранее был описан способ, согласно которому товар с твердой стоимостью разрешается брать в долг обычным путем. Неясно, однако, входит ли в класс предметов с "фиксированной ценой" иностранная валюта. Сомнения возникают по следующим причинам:
а) Изменения в ее цене могут произойти в любой момент.
б) Банки (или обменные пункты валюты) открыты лишь в определенные часы (или, по крайней мере, не везде), поэтому не всегда есть возможность получить иностранную валюту.
в) Цена на мировом рынке валют может измениться в то время, когда банки в стране, где получен заем, были закрыты.
Автор настоящей статьи придерживается мнения, что иностранную валюту нельзя квалифицировать как товар с твердой стоимостью. Больше того, она не подходит даже под определение обычных денег. Потому что - в отличие от местных денег - иностранная валюта не имеет универсального характера при оплате услуг и товаров в данной стране (например, как правило, на иностранные деньги нельзя купить автобусный билет). Поэтому, с точки зрения закона о проценте, иностранная валюта входит в разряд товаров с нефиксированной стоимостью, для которых действуют положения о займе предметов. Кроме прочего, для получения ссуды в иностранной валюте можно оформить этер-иска.
Иностранную валюту можно одолжить одним из двух способов:
Способ А
Если получатель владеет в городе, где происходит выдача займа, по крайней мере одной единицей валюты, которую он хочет занять, ему разрешается взять в долг любое ее количество.
Пример
За пределами Соединенных Штатов человек, имеющий хотя бы один доллар в том месте, где он собирается взять заем, имеет право одолжить любое количество долларов.
Если у него нет долларов, предполагаемый заимодавец (или любой другой человек) может сначала подарить ему один доллар (или продать за местную валюту), а затем одолжить требуемую сумму в американской валюте.
Способ Б
Заем осуществляется путем привязки одалживаемой суммы в иностранной валюте к текущему курсу в местной валюте.
Другими словами, надо договориться перед выдачей займа в иностранной валюте, что он будет привязан к стоимости этой валюты в местных деньгах на момент его оформления. Т.е., если стоимость иностранной валюты возрастет, то получатель будет обязан вернуть только ее стоимость по курсу на момент выдачи займа. Очевидно, что такой вариант невыгоден заимодавцу в стране с высокими темпами инфляции.
Пример
Предположим, в момент выдачи займа обменный курс доллара США равняется в Израиле 4,2 шекеля (т.е. израильские банки покупают один американский доллар за 4 шекеля 20 агорот). Человек, дающий в долг 100 долларов на территории Израиля, говорит получателю: "Ты мне должен 420 шекелей". При этом возможны три ситуации:
1. Курс доллара к моменту возврата займа повысился. В этом случае должник может или заплатить 420 шекелей, или вернуть такое количество долларов, за которое заимодавец сможет получить 420 шекелей, но не больше.
2. Курс американского доллара понизился. Должник возвращает те же 420 шекелей. Но ему не разрешается произвести расчет долларами на сумму, соответствующую 420 шекелям.
3. Если же курс американского доллара на израильском валютном рынке остался неизменным, надо выплатить 100 долларов.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»