Из цикла «История еврейского народа», темы: Раби Йеуда хаНаси, Мишна, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Сангедрин, Танаим, Брайта, Тосефта, Мехильта
Величайшей заслугой раби Йеуды Анаси перед еврейским народом является собирание и окончательное редактирование Мишны, Мишна состоит из основных положений Устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай, а также включает в себя постановления мудрецов, руководивших еврейским народом до раби Йеуды.
Основы Мишны были заложены еще членами Большого Санхедрина Пока Санхедрин заседал в Храме, там принимались решения по всем вопросам, не имеющим до того окончательного алахического решения. После войн, обрушившихся на Эрец Исраэль и помешавших деятельности Санхедрина, остались некоторые нерешенные вопросы. В процессе их обсуждения возникли алахические споры. С Гилеля и Шамая начинается эпоха танаев, занимавшихся аргументацией алахических решений предшествующих поколений, а также решением новых проблем в традициях своих учителей. Между Гилелем и Шамаем существовали разногласия лишь по трем вопросам. В то время еще было возможно приходить к единым решениям, принимаемым большинством Санхедрина. Члены Санхедрина, имевшие в процессе обсуждения другие точки зрения, после голосования присоединялись к мнению большинства в соответствии с заповедью Торы «следовать за большинством». Когда положение евреев ухудшилось, стало трудно передавать знания от одного поколения мудрецов другому. Возникли алахические споры, разрешить которые так и не удалось. Положение еще более усугубилось во время войны, в результате которой был разрушен Храм. Последователи Шамая и Гилеля расходились уже по 318 вопросам. Несмотря на то, что Санхедрин в Явне установил правило: «Во всех случаях принимается точка зрения школы Гилеля, кроме восемнадцати исключений», — мудрецы продолжали изучать и мнения школы Шамая. Дело в том, что изучение разногласий двух школ позволяло лучше разобраться в тонкостях алахи.
Среди мудрецов Явне существовали разногласия по поводу трактовки мнений их учителей и по другим вопросам. Нестабильное положение в стране не позволило Санхедрину оставаться в Явне, и он переезжал с места на место. В этих условиях было сложно формулировать четкие алахические решения. Воспитанники бейт мидрашей изучали мнения раби Элиэзера, раби Йеошуа, раби Акивы. Восстание Бар Козевы (Бар Кохбы) и римские декреты, последовавшие после подавления восстания, прекратили, по существу, передачу традиций из поколения в поколение. Даже тогда, когда собрались лишь ученики раби Акивы, выяснилось, что среди них также существуют разногласия в трактовке мнений их учителя.
Еще раби Акива начал составлять Мишну, полагаясь на традиции своих учителей — раби Элиэзера и раби Йеошуа. Его ученик, раби Меир, продолжил дело учителя и кратко сформулировал многие положения Мишны. Основываясь на его формулировках, раби Йеуда Анаси составил окончательный вариант Мишны. Он лишь добавил к ним мнения других учеников раби Акивы. Раби Йеуда Анаси записал Мишну в чрезвычайно лаконичной форме. Он сделал это для того, чтобы ученики смогли выучить всю Мишну наизусть, не испытывая при этом больших затруднений. Различные мнения в Мишне поясняли причины, которые привели мудрецов к тому или иному заключению. Раби Йеуда Анаси также включил в Мишну и свои мнения.
Мудрецы, которые учились в бейт мидраше Раби, — были последним поколением танаев. Они собирали мнения предшествующих поколений и дополняли ими Мишну Работа по отделке Мишны продолжалась учениками Раби и после его смерти.
Мишна написана на иврите, который немного отличается от языка Танаха. Так разговаривали мудрецы в эпоху Раби. Сам Раби старался говорить только на иврите, не допуская примеси арамейского языка, повсеместно распространенного в то время. В тексте Мишны лишь изредка встречаются арамейские идиомы.
Мишна делится на шесть частей. Каждая из них делится на трактаты. Трактаты — на главы, главы — на отдельные законы, каждый из которых также называется мишна. Сокращенно вся Мишна называется Шас — Шиша Сидрей (шесть частей). В свою очередь, каждая из шести частей имеет название: Зераим (Посевы), Моэд (Время), Нашим (Женщины), Незиким (Ущербы), Кодашим (Святыни), Тоарот (Чистоты).
Раздел Зераим (Посевы) — включает законы, связанные с земледелием и урожаем. Раздел Моэд (Время) — содержит законы Шабата, праздников и других постоянных дат еврейского календаря, раздел Нашим (Женщины) — законы об обручении, разводе и т. д., раздел Незиким (Ущербы) — законы, регулирующие имущественные отношения между людьми, и законы судопроизводства, раздел Кодашим (Святыни) — законы жертвоприношений, раздел Тоарот (Чистоты) — законы ритуальной чистоты.
В каждом трактате Мишны помещены законы, выходящие за рамки тематики данного трактата. Их место в Мишне определяется внутренней ассоциативной связью с другими законами трактата.
Не все законы, составленные предыдущими поколениями, внес Раби в окончательную редакцию Мишны. Мишна составлялась для заучивания наизусть, поэтому Раби выбирал наиболее краткие, а также связанные в логическую или мнемоническую цепи формулировки закона. Однако при объяснении положений Мишны Раби пользовался этими «невключенными», т. е. оставшимися «вне» Мишны, законами. Такие законы называются Барайтот (на арамейском языке барайта — внешняя). Они также были собраны и упорядочены. Наиболее известный сборник таких законов — Тосэфта (дополнение к Мишне) — составлен раби Хией и раби Ошеа.
Мидраши танаев также представляют собой барайты (т. е. положения, не вошедшие в Мишну). Из поколения в поколение передавались объяснения мудрецов о связи Устной и Письменной Торы, также данные евреям на горе Синай. Каждая книга мидрашей относится к одной или нескольким книгам Пятикнижия: к Шмот — Мехильта, к Ваикра — Торат коаним или Сифра, к Бемидбар и Дворим — Сифри. Перечисленные мидраши содержат в основном алаху, однако нередки в них и агадические толкования.
Один из танаев — раби Йоси — написал книгу Седер Олам, где он собрал даты важнейших событий от Сотворения Мира до конца эпохи преследований евреев императором Адрианом.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»