Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По одному из мнений, награда за изучение Торы зависит не от объемов прочитанных текстов, а от усилий, которые прикладывал человек. Его сердце должно быть направлено к Небесам.

2:16

Он часто говорил: «Ты не обязан завершить работу, и не в твоей власти отказаться от нее; если ты много учил Тору, тебе будет дана большая плата; и можно положиться на твоего Хозяина в том, что Он наверняка отплатит тебе за твой труд. И знай: награда (ожидает) праведников в будущем (мире)».

Эта мишна вызывает серьезный вопрос. Из нее можно, казалось бы, сделать вывод, что все определяется тем, как много Торы человек изучил. Здесь ведь сказано, что если человек выучил много Торы, ему будет дана и большая плата. Но в первой главе трактата Брахот (5б) рассказывается: Раби Элазар тяжело заболел. К нему пришел раби Йоханан и застал его плачущим. Тогда он спросил его: Почему ты плачешь? Может быть, из-за Торы, которую ты изучал недостаточно? Но ведь сказано: «Все равно, сделает ли человек мало или много, лишь бы его сердце было (при этом) направлено к Небесам!» Талмуд, по-видимому, имеет в виду, что изучивший мало и изучивший много имеют одинаковые заслуги — а здесь раби Тарфон говорит, что большую награду имеет только тот, кто изучил много Торы!

Возможно, решение (противоречия) состоит в том, что здесь раби Тарфон имеет в виду величину не результата, а самой работы.

То есть, если ты много сил вложил в изучение Торы и занимался ею, несмотря на то, что тебе это было очень трудно, — тогда ты заслуживаешь огромной награды, соответствующей твоему труду и твоим стараниям. Мы уже разъясняли этот подход в начале этой главы. Но нет сомнения, что если один человек за год изучил большой объем, а второй занимался Торой тоже год, но изучил меньше — их заслуги будут равными.

Именно это и означает мишна из трактата Менахот (110а), которую приводит раби Йоханан. В этой мишне сказано: «Когда в жертву приносят быка, Тора называет ее “огненной жертвой, приятным благоуханием”. Когда в жертву приносят птицу, Тора тоже называет ее “приятным благоуханием”. И когда приносят немного муки — тоже “приятным благоуханием”! Это учит нас, что все равно, много сделал человек или мало, лишь бы его сердце было направлено к Небесам». Мишна не хочет сказать, что между разными жертвами на самом деле нет совершенно никакого различия: будь это так, кому пришло бы в голову приносить в жертву быка? Имеется в виду вот что: когда богатый приносит в жертву целого быка, а бедный — птицу или горсть муки, не следует думать, что богатый получает большую награду, чем бедный. Это не так: если бедному принести в жертву муку так же тяжело, как богатому — быка, их заслуги и награды одинаковы. Но если бедный приносит быка, нет сомнения, что его награда больше, чем у богатого, так как для него такая жертва означает более значительный расход. Поэтому, если человек выучил не так уж много Торы, но вложил в свое учение столько же сил и времени, сколько другой, который сумел изучить больше, — награда и для первого, и для второго одинаково велика. (И теперь ясно, что), когда раби Тарфон говорит о человеке, который много изучал Тору, он имеет в виду, что этот ученик потратил на учебу много времени и приложил много стараний, но не подразумевает, что тот смог изучить много Торы.

Однако все-таки это объяснение плохо сочетается с текстом мишны. В таком случае следовало бы сказать: «Если ты много трудился над Торой…» Кроме того, текст организован так, что обсуждаемый нами отрывок связан с началом мишны. Мишна начинает с того, что ты не обязан завершить работу, а затем поясняет, что если ты будешь много заниматься Торой, у тебя будет большая награда — то есть, невозможность завершить работу на награде никак не отразится.

И все же, как бы то ни было, следует понимать, что слова если ты выучил много Торы, ты получишь большую плату имеют в виду труд, вложенный в изучение Торы. Ведь изучение Торы в том и состоит, что человек трудится над нею и тратит на нее свои силы.

Эта мишна получает прекрасное объяснение еще и другим путем — если воспользоваться тем принципом, который мы выдвинули выше. Мы сказали, что награда определяется по двум критериям: и по затраченным усилиям, и по важности исполненной заповеди. Тогда раби Йоханан, (утешая раби Элазара), имеет в виду вот что: «Если ты (беспокоишься о том, что) недостаточно изучал Тору, то все равно, много сделал человек или мало, лишь бы его сердце было направлено к Небесам. Поэтому хотя бы с точки зрения старания и затраченного труда ты заслужил большую награду»; — и это объяснение верно.

(Предыдущая мишна) наталкивает человека на такую мысль: за саму изученную Тору никакой награды быть не может, Б-же упаси! Допустим, хозяин нанял работника, чтобы тот построил ему дом, а работник (не смог справиться со своей задачей). То, что он сделал, хозяину ни на что не годно, а других работников, которые смогли бы завершить работу, тоже нет. Ясно, что никакой платы он не заработал! Так можно было бы подумать, что и за неизученную до конца Тору человек не заслуживает награды. Именно эту мысль раби Тарфон и подразумевает, когда пишет: Ты не обязан завершить работу. Тора, (объясняет он), дана только для того, чтобы человек трудился над нею, но завершить ее изучение не входит в его обязанности, как мы уже разъяснили выше (мишна 8), говоря о фразе: Если ты много учил Тору, не хвали сам себя… Мы говорили там о том, что человек не может упокоиться, достигнув совершенства, поскольку он сотворен не для этого. Поэтому и раби Тарфон говорит: Ты не обязан завершить работу, — то есть, достичь совершенства, просто потому, что ты не для этого сотворен.

Но тогда человек может подумать, что нет никакой необходимости изучать Тору постоянно, что изучение Торы будет подобно такой заповеди, как, например, вознесение «четырех видов растений» в праздник Суккот: когда человек совершает это действие всего один раз в день, заповедь считается исполненной на весь день. Почему бы заповеди изучения Торы не подчиняться такому же закону: немного позанимался Торой — и на весь день заповедь исполнена? Об этом говорит продолжение мишны: И не в твоей власти отказаться от нее, — то есть, от заповеди изучения Торы человек не освобождается никогда. Этот ответ — тоже следствие принципа, о котором мы говорили выше. Ведь если бы в какой-то момент человек оказался свободен от заповеди изучения Торы, это означало бы, что (хотя бы на этот момент) он достиг совершенства и покоя, а для человека это принципиально невозможно. Поэтому заповедь изучения Торы дана человеку так, чтобы обязывать его заниматься Торой постоянно, не прерываясь; таким образом, он никогда не придет к состоянию покоя, как человеку и подобает.

И еще одно рассуждение может навести человека на мысль о том, что его награда не будет увеличиваться, если он умножит занятие Торой. Он может решить, что награда, обещанная благословенным Б-гом, подобна плате, которую хозяин дает работнику в приведенном выше примере. Ведь заработная плата всегда выплачивается в конце работы, как установлено нашими мудрецами в Талмуде (Бава меция 55а). Это означает, что сначала необходимо завершить работу, и только потом возникает вопрос о ее оплате! (Между прочим), именно по этой причине Талмуд в другом месте (Кидушин 39б) говорит, что «награды за исполнение заповедей в этом мире нет». Дело именно в том, что награда должна быть выплачена после завершения всей работы, поэтому наш мир вообще не является местом для получения этой награды. Но если хозяин выплатит награду лишь после завершения работы, а изучение Торы завершения не имеет, получается, что ни о каком увеличении награды за дополнительные усилия речи вообще не может идти!

Можно еще как-то понять, что за изучение Торы вообще есть награда: допустимо сказать, что каждое новое достижение в Торе приводит человека к определенному совершенству — раньше он чего-то не знал, а теперь знает. То есть, за сам факт изучения Торы награда может быть, но от количества изученного она зависеть не может. Ведь если награда зависит от количества, это подразумевает возможность завершить работу и получить за нее награду, подобно строителю, которому хозяин платит после завершения постройки дома. Но, изучая больше Торы, человек не приближается к завершению работы, а потому и награда увеличиваться не должна. Об этом раби Тарфон говорит: Если ты выучил много Торы, тебе будет дана большая плата. Причину мы уже сформулировали выше: человек получает награду за свой труд, который он вкладывает в изучение Торы. Изучение Торы не похоже на строительство дома, где завершение работы означает завершение постройки. Когда человек изучает Тору, сама его работа представляет собой в определенном смысле достижение совершенства. (Если сравнивать изучение Торы с ремеслом), оно окажется похожим скорее на посев: каждое посеянное зерно означает завершение определенной части работы и заслуживает платы. Поэтому и за изучение Торы определена награда, зависящая от количества изученного.

Некоторые задают здесь такой вопрос. Почему мишна говорит: будет дана большая плата? Ведь если это плата, должно быть использовано слово «выплачена», а не дана! Ответ на это очень прост. Если речь идет о выплаченном заработке, он не может быть «большим» или «маленьким»: если оплачивают чей-то труд, дают не много и не мало, а ровно столько, сколько заработано. Поэтому раби Тарфон говорит, что та огромная плата, которую он обсуждает, будет именно дана. Оплачен будет не конечный результат, а сам труд, и поэтому и плата будет большой.

Но теперь возникает еще один вопрос. Если речь идет о большой награде, (которая определяется как плата за труд, а не за результат), почему же тогда Б-г не выплатит изучающему Тору его награду немедленно? Ведь если человек работает по найму и получает плату за труд, то есть, повременно, закон Торы требует выплатить заработанное сразу же! Если хозяин задерживает плату поденного рабочего, он нарушает и запрет оставлять плату у себя, и предписывающую заповедь выплатить в тот же день. И никакого различия между бедным и богатым в этом отношении Тора не оговорила. Если один человек просто обещал другому человеку дать ему некую сумму денег к определенному моменту и установленное время прошло — нарушения запрета Торы здесь нет. Но в отношении заработной платы все обстоит совсем не так. Она дается за работу, за то, что рабочий действует, работает физически, и его работа в момент завершения приводит к достижению совершенства, исполнению задуманного. И выплата заработанного — это тоже завершение, время которого наступает при завершении работы. Ведь именно ради платы работник работал и действовал! Поэтому тот, кто задерживает выплату заработанного, нарушает запрет Торы. А если человек, (например), продал другому дом, а тот не сразу выплатил ему деньги — всех этих проблем не возникнет, поскольку продавец не работал!

Об этом раби Тарфон говорит: И можно положиться на твоего Хозяина в том, что Он наверняка даст тебе плату за твой труд. Несмотря на то, что заработанное выплачивается не сразу, ты можешь положиться на Него и не сомневаться, что в Будущем мире ты получишь свою награду. И не стоит удивляться, что плата за изучение Торы не выплачивается сразу же. (Если продолжить сравнение с хозяином и рабочим), ситуация подобна тому, как хозяин нанял работника с тем, чтобы выплатить ему определенную сумму после продажи нового урожая. В этом случае работник получит свою плату только после того, как появится новый урожай. Такова и работа человека, (о которой мы говорим, то есть, изучение Торы): плата за нее иногда выдается сразу же, а иногда задерживается, (и это означает), что те средства, из которых эта плата должна будет быть выплачена, еще не возникли. Может оказаться даже, что человек уже покидает этот мир, а плата так и не появилась. Об этом раби Тарфон говорит: И знай: награда праведников ожидает их в Будущем мире. Эта награда не (обязательно) появится в этом мире, но в Будущем мире будет непременно. Поэтому с самого начала человек приступает к изучению Торы, зная, что награда ждет его только в Будущем мире, а никак не в этом. Поэтому, (кстати), не должно вызывать вопроса и то, что злодей не получает наказания немедленно, а праведника немедленно не вознаграждают за его добрые дела: ведь местом награды и наказания Б-г определил Будущий мир, а не этот! И теперь все это ясно.

Мы завершили главу Раби говорит, с помощью благословенного Б-га, охранившего нас.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?