Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Заповеди для священников и левитов

166-я заповедь – запрещение коэну становиться ритуально нечистым, участвуя в погребении кого-либо, кроме ближайших родственников, перечисленных в Писании. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Скажи коэнам, сынам Аарона...: никто из них пусть не оскверняется прикосновением к умершим из своего народа. Только ближайшими родственниками: матерью, отцом, сыном и дочерью, братом и сестрой... не бывшей замужем, можно ему оскверняться” (Ваикра 21:1-3).

И коэн, который, нарушив этот запрет, “осквернился” другими умершими, кроме шести, заповеданных ему Торой, – карается бичеванием.

Эта заповедь не распространяется на женщин. Устная традиция разъясняет (Сифра, Эмор): “...Сынам Аарона”, но не дочерям Аарона”.

 

 

 

167-я заповедь – запрещение первосвященнику находиться под одной крышей с умершим, и даже с умершим из ближайших родственников, в погребении которых обычным коэнам заповедано участвовать. И об этом речение Ашема: “И ни к какому умершему не должен он подходить” (Ваикра 21:11).

И если первосвященник “осквернил себя” даже умершим отцом или матерью, он карается бичеванием.

 

 

 

168-я заповедь – запрещение первосвященнику, принимать ритуальную нечистоту от любого умершего и любым образом: прикасаясь к нему или поднимая ложе, на котором находиться тело умершего. И об этом речение Ашема: “...И отцом и матерью пусть не оскверняет себя” (там же). 

Ты можешь подумать, что запрет, выраженный в этом речении, представляет собой ту же заповедь, что и предыдущий (НД 167), а слова “...отцом и матерью пусть не оскверняет себя” только поясняют и конкретизируют более общий запрет “Ни к какому умершему не должен он подходить”. Но это не так – это две самостоятельных заповеди: первая – “не должен он подходить” (запрет находиться с умершим под одной крышей), а вторая – “пусть не оскверняет себя” (запрет принимать ритуальную нечистоту, прикасаясь к умершему или поднимая ложе, на котором он находится). И сказано в Сифре (Эмор): “Первосвященник карается за нарушение запретов “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя” – за нарушение каждого по отдельности”.

 

 

 

И еще установили мудрецы с помощью метода гзера шава, что обычному коэну так же запрещено преступать запрет “не должен он подходить”. Сказано (Сифра, Эмор): “Первосвященнику запрещено становиться ритуально нечистым от умерших, и к нему обращены два запрета Торы: “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя”. И поскольку обычному коэну тоже запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, действие запрета “не должен он подходить” распространяется на него (ведь, согласно закону Торы, пребывающий с умершим под одной крышей становится ритуально нечистым, даже не прикасаясь к его телу и не приподнимая его ложа).

По причине, разъясненной во “2-ом принципе”, мы не выделяем запрет обычному коэну находиться под одной крышей с умершим в качестве самостоятельной заповеди (поскольку этот запрет не выражен в Торе прямо, но выводится с помощью одного из “13 методов толкования”). Однако в отношении первосвященника это две самостоятельные заповеди, так как каждый из запретов выражен в отдельном речении – “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя”; и речение “не должен он подходить” запрещает первосвященнику иные действия, чем речение “пусть не оскверняет себя”, как нам разъяснили носители традиции, сказав: “Первосвященник карается за нарушение запретов “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя” – за нарушение каждого по отдельности”.

 

 

 

169-я заповедь – запрещение колену Леви брать надел в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли и надела среди Израиля” (Дварим 18:1).

 

 

 

Сто семидесятая заповедь – запрещение всему колену Леви принимать участие в дележе добычи, полученной при завоевании Земли Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли и надела среди Израиля” (там же). И сказано в Сифри (Шофтим): “Доли” – при разделе добычи, “надела” – при разделе земли”.

 

 

 

И возможно, ты возразишь мне, сказав: почему ты учитываешь эти запреты – запрет брать надел в Земле Израиля и запрет брать долю в добыче – в качестве двух самостоятельных заповедей, ведь оба они выражены в одном речении, и это – лав шебихлалут (обобщающий запрет Торы), который, как разъяснено в предисловии (9-ый принцип), учитывается в качестве одной заповеди?!

Знай, что, поскольку один из этих запретов выражен также и в отдельном речении – “Надела не будет у него среди его братьев” (Дварим 18:2), мы видим: это две самостоятельные заповеди. Одна из них – запрет получать долю от добычи, выраженный в речении “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли... среди Израиля”, а другая – запрет брать надел в Земле Израиля, выраженный также и в речении “Надела не будет у него среди его братьев”.

И оба эти запрета повторены в отношении коэнов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аарону: “В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них – Я – твоя доля и твой надел среди сынов Израиля” (Бемидбар 18:20). И объяснено (Сифри, Корах): “В земле их не получишь надела” – в час раздела земли; “...и доли не будет у тебя среди них” – при разделе военной добычи”.

И возможно, тебе покажется, что два эти запрета, обращенные к коэнам, так же должны учитываться в качестве двух самостоятельных заповедей.

Знай, что поскольку более широкий запрет обращен ко “всему колену Леви”, он распространяется также и на коэнов. А повторен запрет в отношении коэнов только для усиления. И подобно этому, в большинстве случаев, когда тот или иной запрет повторен в Писании в отношении некой частности, которая уже включена в более общий запрет, – это сделано для того, чтобы усилить общий запрет или дополнить его, если закон не постигается полностью из одного речения.    

И если бы мы учитывали запрет, обращенный к Аарону, – “В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них” – в качестве самостоятельной заповеди, наряду с заповедями “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви...”, – то тогда мы должны были бы учитывать и запрет брать в жены разведенную, профанированную и блудницу, обращенный к первосвященнику (НД 161), в качестве трех самостоятельных заповедей, помимо трех аналогичных заповедей, обращенных ко всем коэнам (НД 158-160), и, следовательно, включающих также первосвященника. А если кто-то скажет, что так, действительно, и следует вести счет, заметим ему: в таком случае, мы вынуждены будем признать, что первосвященник, взявший в жены разведенную, карается бичеванием дважды – один раз за то, что он нарушил запрет, обращенный ко всем коэнам, а он тоже коэн; второй раз за то, что он нарушил дополнительный запрет, обращенный только к первосвященнику. Однако в трактате Кидушин (77а) уже разъяснено, что коэн, взявший в жены разведенную, наказывается лишь однократно (т.е. получает 39 ударов). Из этого следует, что в расчет принимается только более широкий запрет, а все прочие, более узкие, запреты лишь добавляют какие-либо нюансы к закону и дополняют его, как мы разъясняли, комментируя  161-ю и165-ю запрещающие заповеди.

И к этому же разряду относятся запреты , обращенные к коэнам: “Да не делают они плеши на голове своей и краев бороды пусть не обривают, и на теле не делают надрезов” (Ваикра 21:5), – ведь все три этих запрета обращены в других речениях ко всему народу Израиля (НД 171,44-45). Ашем сказал: “Не порть края своей бороды” (Ваикра 19:27), “Плеши не делайте над глазами своими по умершим” (Дварим 14:1), “Царапин по умершим не делайте на своем теле” (Ваикра 19:28). И эти запреты повторены в отношении коэнов только для того, чтобы дополнить соответствующие законы, как разъяснено в конце трактата Макот (20а), где подвергнуты анализу три эти заповеди.

И если запреты, обращенные к коэнам, были бы самостоятельными заповедями, а не просто дополняли бы более общие запреты, – то тогда коэн, нарушивший какой-либо из этих запретов, карался бы бичеванием дважды: один раз в качестве еврея и еще раз в качестве коэна, – но это не так: за нарушение каждого из этих запретов коэн наказывается лишь однократно, подобно любому еврею, как разъяснено в соответствующем месте.

Пойми этот принцип и следуй ему.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?