Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Казнь первенцев и заповедь о пасхальной жертве, которую дал Всевышний в Египте, были призваны в открытую продемонстрировать пренебрежение к языческому культу местных жителей. День принесения ягнят в жертву был выбран в соответствии с астрологическими показателями.

Наши мудрецы давно знают, что материальные предметы и тела этого мира связаны с нематериальными, духовными, небесными сущностями, которые влияют на них и управляют ими. И этот закон настолько всеобщий, что даже у каждого народа и каждой страны обязательно есть особое созвездие в Небесах, которое управляет ими. Даниэль, например, так и называет их: «Властитель греческого царства», «Властитель персидского царства»… Над Египтом тоже властвовало свое созвездие — Овен, то есть, баран. Поэтому египтяне почитали баранов и служили их изображениям. Они думали, что за почитание и прославление животных, носящих его имя и воплощающих его образ, созвездие Овна пошлет египтянам благо и процветание. А тем, кто сведущ в астрологии, известно, что созвездие Овна — первое и самое главное из всех созвездий, коронованное силой и величием. Поэтому астрологи всегда начинают перечисление созвездий именно с него. А наибольшую силу оно приобретает в месяце нисане, так как является созвездием всего расцветающего. А в самом нисане Овен сильнее всего 14-го и 15-го числа, потому что тогда он оказывается рядом с солнцем.

И еще одну важную вещь узнали мы от пророка Йехезкеля: находясь в египетском изгнании, евреи в большинстве своем тоже служили созвездию Овна, как и сами египтяне. Пророк говорит об этом (Йехезкель 20:5): «И ты скажешь им: Так сказал Г-сподь Б-г: В день избрания Мною Израиля Я поднял руку Мою (с клятвой) потомству дома Яакова, и Я открылся им в земле Египта… и сказал им: Пусть отвергнет каждый мерзости (которые перед) глазами его, и идолами Египта не оскверняйте себя; Я — Г-сподь Б-г ваш. Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей, что перед глазами их, и идолов Египта не оставили они. И Я думал излить гнев Мой на них, истощить ярость Мою над ними в земле Египта». А в Торе об этом сказано: «И над всеми богами Египта совершу Я суд».

И поскольку это созвездие властвует над первенцами Египта, так как само является первенцем, старшим из всех созвездий, суд над ним естественным образом повлек за собой казнь первенцев, поскольку первенцы Египта и созвездие Овна неразрывно связаны. И теперь понятно, почему казни подверглись все без исключения первенцы Египта, «от первенца фараона, до первенца рабыни» и даже первенцы животных. Причина этого наказания была не в том, что первенцы рабов, а тем более — животных, в чем-то согрешили против евреев в египетском рабстве, а только в том, что они были первенцами. Когда было наказано созвездие-первенец, вместе с ним неизбежно пострадали и все остальные первенцы, находившиеся в то время в Египте — неважно, из какого народа и из какой страны они происходили.

Из наших слов следует, что поражение первенцев вообще не составляло основного содержания последней казни. Они пострадали лишь вместе со своим небесным покровителем, созвездием Овна; именно на него, а не на земных первенцев, был направлен гнев Б-га. Это созвездие должно было быть лишено прежнего величия для того, чтобы евреи смогли выйти из Египта, и вместе с ним наказание претерпели и те, кто с ним связан, то есть, первенцы.

Тогда получается, что и еврейские первенцы тоже должны были подвергнуться смертельному наказанию, причем, как по естественным причинам, так и согласно букве закона. Естественная причина проста: они ведь тоже были первенцами, тоже находились в Египте, а значит, должны были умереть, когда Б-г разгневался на их созвездие. И по закону им тоже полагалось наказание, поскольку они, как и египтяне, поклонялись созвездию Овна. Но Б-г пожелал оградить их от наказания и ради этого дал им заповедь Песаха. А теперь посмотри, как это позволяет объяснить каждую подробность законов Песаха.

1. Им требовалось взять для жертвы «годовалого ягненка», то есть, именно овна, поскольку ягненок служит вещественным воплощением созвездия Овна, которому служили египтяне.

2. Он должен быть «мужского пола и беспорочным», потому что именно таков образ самого созвездия. Оно является нам мужчиной, как каждое созвездие, а «беспорочным» оно названо в честь своего положения главы всех созвездий, если понять это слово как «совершенный и почитаемый».

3. Б-г повелел отобрать ягненка для жертвы 10-го нисана, а принести его в жертву только 14-го. День отделения ягненка для жертвы был выбран исходя из того, что в этот день солнце, подходя все ближе к этому созвездию, уже успевает увеличить его силу до трети максимальной. И все это время, с 10-го по 14-е, ягнята провели в домах евреев, привязанные к ножкам кроватей, что невероятно огорчало и сердило египтян.

4. Днем принесения жертвы было выбрано 14-е нисана, тот самый день, когда созвездие Овна входит в наибольшую силу. Именно в этот день должна была пролиться кровь ягнят, чтобы все увидели, что за нее не взыщет небесный покровитель, что созвездие Овна не сможет защитить свой образ от несчастья. Тогда они увидят и «узнают, что царство — у Б-га» и что Он в силах изменить естественный порядок вещей по своей Собственной воле. Кроме того, Б-г повелел, чтобы взято было «по ягненку на жилище», так как созвездие Овна — почетное жилище солнца, и принесение в жертву ягненка должно было послужить наказанием созвездию Овна еще и в этом отношении. Слово «жилище» в заповеди о пасхальной жертве используется постоянно: «И если мало будет жилище», «В одном жилище будет он съеден»… А также Б-г повелел «не выносить его из жилища», чтобы указать, что солнце, даже находясь в самом почетном своем жилище, в созвездии Овна, все же не сможет спасти его от наказания.

5. Б-г потребовал, чтобы в съедении пасхальной жертвы участвовала непременно вся семья. Это нужно, чтобы в душе каждого еврея укоренилась истинная вера, чтобы ни в одном еврейском сердце не сохранилось предательских мыслей.

6. Резать эту жертву должно было «все собрание общины Израиля», чтобы публично и в присутствии всех провозгласить истинную веру и ложность поклонения созвездию Овна. Поэтому его образ, ягненка, следовало зарезать при большом стечении народа, чтобы все евреи смогли увидеть, что никто из них не стал препятствовать этому, ни один не остался верным прежней, преступной вере.

7. Евреи должны были собрать кровь пасхальной жертвы и окропить ею притолоку и косяки, потому что именно в этих местах — за притолокой и за косяками — они помещали предметы, символизирующие созвездие, которому служили. Теперь же они должны были помазать эти места кровью, которую пролили специально, чтобы опозорить это созвездие и досадить ему. И это кропление нужно было делать с помощью пучка травы эзов, самой низкой и презренной из всех трав. Это действие символизирует Израиль, который сначала до последней степени унизился египетским идолопоклонством, а теперь своими руками очищается от него.

8. Кровь должна быть на дверях именно тех домов, в которых будут есть пасхального ягненка. Это должно было показать, что возвещение истинной веры предназначено не гоям, а только Израилю, праведному народу, могущему хранить верность. Стих говорит: «И будет эта кровь для вас…» Она должна была служить свидетельством, напоминая им самим о том, что они больше не служат созвездию Овна, как в прежние дни, и что они выходят из Египта благодаря поддерживающей их руке Всевышнего, которая лишила созвездие Овна и мощи, и величия. Кроме того, этот знак должен был быть тайным, известным только евреям, чтобы египтяне не сделали себе такой же и тем не спаслись от морового поветрия. А собирали кровь ягненка в серебряные сосуды, чтобы она не пролилась на землю и не получилось бы, что они «едят на крови». Кроме того, здесь проглядывает символ конца изгнания, поскольку слова «сосуд», саф, и «конец», соф, на Святом языке созвучны.

9. Б-г повелел, чтобы все мясо было съедено в эту же ночь, до полуночи, а все оставшееся мясо повелел сжечь. Эта заповедь связана с тем, что как раз тогда Б-г устроил суд над египетскими идолами, и поэтому съедение мяса должно было произойти непременно в эту же ночь.

10. Есть пасхальную жертву требовалось с мацой и горькой зеленью, поскольку эта жертва символизирует Избавление, а маца и горькая зелень — символы рабства и бедности, которые евреи претерпели в Египте. Этим определяется заложенный в заповеди порядок действий: страдания и нищета предшествовали Избавлению, поэтому пасхальную жертву нужно было есть, только отведав мацы и горькой зелени.

11. Пасхальную жертву следовало зажарить на огне. И причиной была не спешка, как объясняют некоторые комментаторы, но чтобы запах жареного мяса разнесся как можно дальше, чтобы египтяне обоняли его и поняли, что в еврейских домах происходит мерзкий для египтян пир, и все же не смогли сделать евреям ничего плохого, поскольку об этом стих сказал: «Это — охраняемая ночь для Б-га».

12. Б-г приказал зажарить ягненка целиком, с ногами и внутренностями. И здесь опять объяснение, связывающее это со спешкой, будет ошибочным. На самом деле, смысл этого приказания в том, чтобы ягненок не лишился своего характерного вида, не потерял прежнего образа, чтобы и при жизни, и после смерти, и зажаренным он оставался ягненком, чтобы проявились все заложенные в нем символы.

И, наконец, тринадцатое. Б-г повелел есть его подпоясанными и обутыми, чтобы всем было видно, что именно в заслугу исполнения заповеди Песаха евреи этой ночью выйдут из египетского рабства.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.