Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Месяц Элуль, Благодарность, Связь с Творцом, Рав Эзриэль Таубер
Написано в наших книгах, что Рош ашана, Йом Кипур и Суккот соответствуют Аврааму, Ицхаку и Якову. Голос шофара[1] напоминает о баране, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака в Рош ашана. Йом Кипур сопоставлен с беспорочной жертвой, которой был Ицхак. В этот день все приносят себя в жертву Творцу, отказываясь от пяти вещей[2]. Суккот соответствует Якову, как написано «и пошел Яков в Суккот» (Берешит, 33:17).
В Рош Ашана наша задача — воцарение Творца. Понятно, если человек не верит в свою силу и способность, он не сделает Его царем! Факт, что человек может это сделать, открыл Авраам. Он узнал Творца, понял, что мы созданы по Его образу, и поэтому связаны. Основа работы еврея в элуле — раскрытие ани ледоди внутри себя.
Так и сегодня. Я родился евреем и принял Тору, у меня были хорошие родители, которые послали меня учиться в святые ешивы, я даже удостоился рава и хавруты, друга и товарища по занятиям, которые по сердцу мне. Но все это приходит к нам не благодаря нашему труду, а ради доди ли в нас. Это дар Всевышнего, которого мы должны благословлять и благодарить, как в утренних брахот («за то, что не сделал нас другими народами») и «избрал нас из всех народов», и радоваться тому, что «доди ли веани ло».
Мы должны задуматься об ани ледоди, открытии Авраама, и делать даже то, что не обязаны. Не слепо подчиняясь, а из добрых побуждений, как бы делая хесед Творцу, выполняя больше требований закона.
Мы должны испытывать потрясающую благодарность к Творцу: ведь мы Тебе стольким обязаны. Прежде всего, тем, что мы евреи. В мире шесть миллиардов людей и только тринадцать миллионов евреев. И, к несчастью, только десять процентов из них соблюдают шабат, а из них только десять процентов действительно понимают, что такое шабат, наслаждаются субботой, занимаются Торой и радуются этим занятиям. Мы удостоились быть среди этого крошечного числа! Чем мы воздадим Ашему за все добро, которое Он нам сделал? Размышляя об этом, люди часто приходят к тому, что действительно они в неоплатном долгу, им нечего дать Творцу, поэтому не стоит его возвращать, да и нам нет никакой цены.
Наша работа в элуле — раскрыть в себе драгоценный элемент нашего праотца Авраама. Вдуматься и хорошо понять: в моем «я» скрыта возможность давать Творцу, потому после Песаха, когда реализовалось доди ли, на нас в элуле возложена обязанность: «скажите перед царствами, чтобы поставили над собой царем». В Песах это общее дело всего народа, а в Рош ашана — индивидуальная работа. Каждый из нас должен лично соединиться с Творцом.
[1] Трубные звуки бараньего рога, заповеданные в Рош ашана.
[2] Еды, питья, супружеской близости, умащения и кожаной обуви.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»