Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Идолопоклонство, Хаей Сара, Авраам, Сара, Ицхак, Еврейские качества, Реувен Пятигорский
Краткое содержание главы.
1) Кончина Сары и ее похороны. Приобретение пещеры Махпела в вечное владение еврейскому народу (Берешит 23:1—20);
2) Женитьба Ицхака и Ривки (24 глава): Авраам посылает слугу в Арам-Наараим взять из его родни жену для Ицхака (24:1—9), Элиэзер прибывает в Харан — Всевышний слышит его молитву и делает так, что у колодца появляется Ривка (24:10-28), Элиэзер рассказывает о своем пути и о целях своего путешествия (24:29—49), Ривка соглашается идти с ним, чтобы стать женой Ицхаку (24:50-67);
3) Список потомков Авраама от Кетуры (25:1—6);
4) Кончина Авраама и его захоронение в пещере Махпела (25:7—11);
5) Потомки Ишмаэля, его кончина (25:12—18).
Выражение «Хаей-Сара» переводится как «жизнь Сары»: «И было жизни Сары сто двадцать семь лет». Так начинается недельная глава.
Но о самой Саре в ней ни слова. Говорится только, что, когда Сара, жена Авраама, скончалась в Кирьят-Арба, он же Хеврон, Авраам решил похоронить ее на своей земле. Не в том смысле своей, что вся Страна была обещана ему и его потомкам, а в том, что он задумал купить участок для могилы за свои деньги. Чтобы потом никто не сказал: вы, евреи, получили землю в подарок от местных племен, а ведете себя как хозяева.
Местное племя хетов, почитая праведного Авраама, вначале заявило устами своих начальников: «В лучшей из наших гробниц похорони свою умершую», т.е. бери бесплатно. Но он предложил им за участок двойную цену — и выяснилось, что они люди неупрямые.
Мы уже неоднократно говорили, что праотцы еврейского народа прекрасно знали, что живут не частной жизнью ближневосточных шейхов, но своими поступками как бы предвосхищают судьбу потомков, так что каждый эпизод их биографии является прообразом конкретного события еврейской истории.
Землю мы не берем в подарок, мы ее выкупаем. Так началось с Авраама, так было во все поколения, вплоть до нас. И лишь однажды — при завоевании Кенаана еврейскими коленами под предводительством Йеошуа бин Нун (Иисуса Навина) — земля бралась силой. Но тогда мы выполняли заповедь Всевышнего, Который таким образом наказал неисправимых идолопоклонников.
Сара была похоронена в хевронской гробнице Махпела, где потом нашли успокоение почти все наши праотцы. По сей день в ней хранятся останки Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи. И лишь Рахель, вторая жена Яакова, похоронена отдельно… Глава посвящена важному событию — сватовству Ицхака и Ривки.
Оказывается, Ицхак не привел суженую в дом отца (как случилось, например, в следующем поколении с Яаковом, повстречавшим Рахель). Жену сыну нашел Авраам, вернее, по его поручению — Элиэзер, управляющий дома Авраама. Поручение было такое: пойти на бывшую родину Авраама, откуда тот вышел с женой и племянником (вы помните, как его звали?), и там взять невестку из семьи его ближайших родственников. «Только заклинаю тебя Всевышним, не бери моему сыну жены из кенаанских дочерей».
Но почему, собственно говоря, «не бери»? Сам Авраам родился неевреем. В жены он взял себе женщину из неевреек, переведя ее в еврейство. Как видим, наша вера открыта для всех. Родился у матери еврейки — еврей. Перешел в еврейство, взяв на себя обязательство соблюдать все законы Торы, — тоже еврей. А тут вдруг запрет: только не из кенаанок!
Мы уже сказали, что лишь однажды евреи брали свою землю в сражениях (не защищаясь, а завоевывая) — когда входили в Эрец Кенаан.
Жителям Кенаана было предложено на выбор одно из трех: или оставить идолопоклонство, или мирно покинуть Страну, или взяться за оружие. Из десяти племен, обитавших в Кенаане в ту пору, каждый по-своему решил эту задачу. Большинство воевали, кто-то потом долго сосуществовал с евреями бок о бок. Но с веками от тех народов не осталось ни следа.
Они пропали или растворились в других племенах. Но не в евреях, единственном вечном народе! Ибо в противном случае они дожили бы до наших дней. А Всевышний присудил их к исчезновению. Уж слишком велики были их грехи на ниве идолопоклонства.
Женясь на иноверце, надо знать, что его влияние на твоих детей не пройдет бесследно, даже если твоя семья живет в еврейской среде. У нас трудная вера; заповеди, которые мы исполняем, — многочисленны и непросты. Взять в супруги иноземца (или иноземку) можно только при условии, что он перешел в еврейскую веру. Кенаанцы же остались вообще за чертой. Возьми Ицхак в жены кенаанку — и как потом мы воевали бы с ними после нашего Исхода из Египта? По какому праву?
Была еще одна причина не брать жену для Ицхака из кенаанок. Может быть, самая главная. Кенаанцы не были мягкосердечными людьми. Они не могли похвастать крепкой моралью. Этим они оличались от родственников Авраама, не меньших, кстати, идолопоклонников, чем они. Но семья Бетуэля, отца Лавана и Ривки, славилась своим гостеприимством, чего сроду не было у кенаанцев. (Смотри эпизод, где Ривка приглашает Элиэзера зайти в дом.) Как раз то, что нужно было Аврааму!
Элиэзер выполнил поручение господина. В этом ему помог Всевышний. Ривка, встреченная слугой Авраама у колодца, оказалась достойной стать одной из наших праматерей. Происходя из рода, прямо скажем, не самых больших в мире праведников (обманщики, служители идолов), являясь родной сестрой Лавана, который в дальнейшем чуть было не погубил нарождавшийся народ (в лице Яакова и его семьи; об этом в другой раз), — Ривка ни в чем не уступала покойной Саре в главных своих качествах: доброте, скромности, готовности пожертвовать собой ради Имени Всевышнего. Ибо такова задача еврейского народа на земле во все времена — свидетельствовать о могуществе Творца мира и о Его справедливом управлении этим миром.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?