Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.

В дни месяца элуль принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы — Слах лану, «прости нам»).

Восточные евреи начинают читать слихот со второго числа месяца элуль и продолжают чтение вплоть до Йом-Кипура. По обычаю европейских общин слихот начинают читать с воскресенья перед Рош-Ашана. При этом следят, чтобы это чтение продолжалось по крайней мере четыре дня. Поэтому, если Рош-Ашана приходится на понедельник (как в этом году) или вторник, слихот начинают читать с воскресенья предыдущей недели (в этом году с 17 сентября).

Почему в утреннюю стражу? Ночь — это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет — время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывают Его.

Почему с воскресенья? Из-за Первого дня Творения. Человек — цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после Субботы.

Почему по крайней мере четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош-Ашана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.

Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!

Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.

Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду

Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба.

(Отрывок из слихот)

Слово слихот происходит от слиха, извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Всевышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.

Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Всевышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».

Намек на необходимость читать слихот находим в Торе, в недельном разделе Ки Тиса: после того как Моше просил Всевышнего простить евреев, совершивших грех золотого тельца, Тот «прошел перед лицом Моше» и открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины; тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения слихот. (Действительно, центральная часть слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Всевышним милосердия.)

Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был рош-ходеш (первый день месяца) элуль. И пребывал он на ней вплоть до Йом-Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц элуль считается месяцем, удобным для исправлений, когда Всевышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.

В ашкеназских общинах принято читать слихот в течение недели, предшествующей Рош-Ашана. Сфарадим читают слихот весь месяц элуль.

Особые слихот читаются в Десять дней покаяния, Ямим-нораим, от Рош-Ашана до Йом-Кипура.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.