Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Ложь, Бизнес по-еврейски, Реувен Пятигорский, Отношения между людьми
Сегодня мы затронем тему бытового характера: разрешает ли Тора говорить неправду, если в результате никому не будет нанесен ущерб? Мы знаем, что такие случаи бывают, — например, когда наш поступок связан с другой заповедью, — скажем, с обязанностью радовать ближнего, поздравляя его с новой покупкой. А если покупка явно неудачна? Что надо делать? Смолчать? Покривить душой и сказать — ах, какая прелесть? Или честно объявить: где ты достал такую гадость?
Мы знаем, что обижать человека нельзя. Надо все-таки поздравить его с приобретением. И это не будет ложью, потому что, раз он эту вещь купил, значит, она ему субъективно нравится, а на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Но если можно помочь ему вернуть неудачный товар, мы должны ему в этом помочь. А если вещь еще не приобретена?
Допустим, мы узнали, что наш приятель собирается приобрести некую вещь в лавке, торгующей некондицией, и он не знает об этом, или он направляется в магазин, где предмет его желания стоит намного дороже, чем такая же вещь в другом магазине (мудрецы говорят — больше чем на одну шестую от рыночной стоимости предмета). В таком случае мы обязаны его об этом предупредить.
Так надо поступать, даже если тем самым наносится определенный ущерб владельцу указанного магазина. Заметьте, что в приведенном законе нет указания на то, кто нам ближе — друг или незнакомый владелец магазина. Оба они евреи, а значит, не имеют преимущества в материальных вопросах друг перед другом в глазах Торы, а следовательно, и в наших глазах. Объяснение наших действий другое: владелец магазина, установив высокие цены на товары, ориентируется на соответствующих покупателей, которые к нему еще придут. О качестве продаваемых товаров или об их относительной дороговизне продавец должен предупреждать сам! И он нам будет благодарен за то, что мы взяли эту неприятную обязанность на себя, предупредив своего друга. Таков еврейский закон.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?