Из цикла «Плач Ирмияу», темы: Танах, Эйха, Цви Вассерман
1 УВЫ! ПОТУСКНЕЛО ЗОЛОТО Иерусалима — ее мудрецы! ПРЕКРАСНОЕ ЗОЛОТО ПЕРЕМЕНИЛОСЬ! СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ — ее дети — РАЗБРОСАНЫ НА УГЛАХ ВСЕХ УЛИЦ!
2 ДРАГОЦЕННЫЕ ДЕТИ ЦИОНА — иерусалимские мужи, КОТОРЫХ СРАВНИВАЮТ С ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ — УВЫ, С НИМИ ОБРАЩАЮТСЯ грубо и небережно, КАК С ГЛИНЯНЫМИ СОСУДАМИ, РАБОТОЙ ГОРШЕЧНИКА.
3 ДАЖЕ ДИКИЕ ЗВЕРИ ДАЮТ ГРУДЬ И ВЫКАРМЛИВАЮТ СВОИХ ЗВЕРЕНЫШЕЙ; ДОЧЬ МОЕГО НАРОДА ОЖЕСТОЧИЛАСЬ от голода, КАК СТРАУСЫ В ПУСТЫНЕ, безжалостные к своему потомству.
4 ЯЗЫК ДЕТЕНЫША ОТ ЖАЖДЫ ПРИЛИП К НЕБУ; МЛАДЕНЦЫ ПРОСЯТ ХЛЕБА, НИКТО НЕ ПРОТЯНЕТ ИМ КУСКА.
5 ЕВШИЕ ИЗЫСКАННЫЕ БЛЮДА, ЛИШЕНЫ ВСЕГО И ВАЛЯЮТСЯ НА УЛИЦАХ; ПРИВЫКШИЕ К ПУРПУРУ, НЫНЕ ПРИКРЫВАЮТСЯ МЕШКОВИНОЙ.
6 Наказание столь велико потому, что БЕЗЗАКОНИЕ ДОЧЕРИ МОЕГО НАРОДА ПРЕВЫСИЛО ГРЕХ СДОМА, ПЕРЕВЕРНУТОГО В ОДИН МИГ, БЕЗ ТОГО ЧТОБ РУКИ СМЕРТНЫХ КОСНУЛИСЬ ЕГО.
7 ЕЕ — Иерусалима — КНЯЗЬЯ БЫЛИ ЧИЩЕ СНЕГА, БЕЛЕЕ МОЛОКА; ИХ ЛИЦА БЫЛИ КРАСНЕЙ РУБИНОВ, ЧЕРТАМИ ПОДОБНЫ САПФИРУ.
8 СТАЛИ ИХ ЛИЦА ЧЕРНЕЕ САЖИ, НЕ УЗНАЮТ ИХ НА УЛИЦАХ; СМОРЩИЛАСЬ ИХ КОЖА НА КОСТЯХ, ИССОХЛА КАК ДЕРЕВО.
9 Погибшие быстрой смертью ЖЕРТВЫ МЕЧА БЫЛИ СЧАСТЛИВЕЕ ЖЕРТВ ГОЛОДА, КОТОРЫЕ медленно ИЗНЕМОГАЛИ, ПОРАЖЕННЫЕ, ОТ ОТСУТСТВИЯ ПЛОДОВ МОЕГО ПОЛЯ.
10 РУКИ СОСТРАДАТЕЛЬНЫХ ЖЕНЩИН ВАРИЛИ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ; ОНИ СТАЛИ ИМ. ПИЩЕЙ В ЧАС ТРАГЕДИИ ДОЧЕРИ МОЕГО НАРОДА.
11 AШEM ПРОЯВИЛ СВОЮ ЯРОСТЬ, накопленную за много лет, ИЗЛИЛ СВОЙ ГНЕВ. ОН ЗАЖЕГ В ЦИОНЕ ОГОНЬ, ПОЖРАВШИЙ ЕГО ОСНОВАНИЯ.
12 НЕ ВЕРИЛИ ЗЕМНЫЕ ЦАРИ И ВСЕ ОБИТАТЕЛИ МИРА, ЧТО Вездесущий покинул Цион, и поэтому НЕПРИЯТЕЛЬ И ВРАГ ВОЙДЕТ В ВОРОТА ИЕРУСАЛИМА.
13 ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ЗА ГРЕХИ лже-ПРОРОКОВ, ЗА БЕЗЗАКОНИЕ КОЗНОВ, ПРОЛИВШИХ В НЕЙ КРОВЬ ПРАВЕДНИКОВ.
14 СЛЕПЫЕ БЛУЖДАЛИ ПО УЛИЦАМ, НАСТОЛЬКО ЗАЛИТЫЕ КРОВЬЮ убитых, ЧТО НИКТО в брезгливости НЕ МОГ КОСНУТЬСЯ ИХ ОДЕЖД.
15 «ПРОЧЬ, НЕЧИСТЫЙ!» — КРИЧАЛИ ИМ ЛЮДИ. «ПРОЧЬ, ПРОЧЬ, НЕ КАСАЙТЕСЬ! ИБО ОТВРАТИТЕЛЬНЫ ОНИ И СЛОНЯЮТСЯ ВОКРУГ, разбрызгивая кровь». СКАЗАЛИ НАРОДЫ: «ОНИ НЕ БУДУТ БОЛЬШЕ ЖИТЬ ЗДЕСЬ, не суждено им вернуться.
16 РАЗДЕЛИЛ ИХ ГНЕВ АШЕМА, ОН НЕ ПРИЗРИТ ИХ БОЛЬШЕ, ибо они НЕ ПОЧИТАЛИ КОЭНОВ, НЕ МИЛОВАЛИ СТАРЦЕВ».
17 ВПУСТУЮ НАШИ ГЛАЗА ПРОДОЛЖАЮТ ВЫГЛЯДЫВАТЬ ИЗБАВЛЕНИЕ; вместо того, чтобы раскаяться и вернуться к Ашему, ВОЗЛОЖИЛИ МЫ СВОИ НАДЕЖДЫ НА египтян, на НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ СПАСТИ.
18 ОНИ СПУТАЛИ НАШУ ПОСТУПЬ, ЧТОБЫ НЕ СМОГЛИ МЫ, не боясь быть опозоренными, ИДТИ ПО НАШИМ же УЛИЦАМ. Мы изгнаны — ПРИБЛИЗИЛСЯ НАШ КОНЕЦ; пришли халдеи, чтобы погубить нас, ибо ИСПОЛНИЛИСЬ НАШИ ДНИ, ИБО НАСТАЛ НАШ КОНЕЦ.
19 НАШИ ГОНИТЕЛИ МЧАЛИСЬ БЫСТРЕЕ ОРЛОВ В НЕБЕСАХ; ОНИ ПРЕСЛЕДОВАЛИ НАС В ГОРАХ, ПОДЖИДАЛИ В ЗАСАДЕ В ПУСТЫНЕ — не нашлось места, где мы смогли бы спастись.
20 Царь Йошияу — ДЫХАНИЕ НАШИХ НОЗДРЕЙ, ПОМАЗАННИК АШЕМА, ПОЙМАН ИХ СИЛКАМИ; ТОТ, ПОД ЧЬЕЙ ЗАЩИТОЙ МЫ НАДЕЯЛИСЬ ЖИТЬ СРЕДИ НАРОДОВ и не пропасть в плавильном тигле Вавилонской империи.
21 ВЕСЕЛИСЬ, пока можешь, И РАДУЙСЯ нашей гибели, о ДОЧЬ ЭДОМА, ПРЕБЫВАЮЩАЯ В ЗЕМЛЕ УЦ; за все твои грехи И ДО ТЕБЯ ДОЙДЕТ ЧАША бедствий: ВЫПЬЕШЬ И ТЕБЯ ВЫРВЕТ, ибо недостанет сил перенести их.
22 Этой ужасной трагедией ИСКУПЛЕН ТВОЙ ГРЕХ, О ДОЧЬ ЦИОНА. Эдомское изгнание станет последним, ОН БОЛЬШЕ НЕ ИЗГОНИТ ТЕБЯ; ТВОЕ ЖЕ ЗЛОДЕЙСТВО ОН ВСПОМНИТ, ДОЧЬ ЭДОМА, РАСКРОЕТ ТВОИ ГРЕХИ и покарает тебя.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?