Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если муж женщины находится здесь же в городе, заповедь требует от нее окунуться вовремя, чтобы не откладывать выполнение заповеди плодиться и размножаться даже на одну ночь, поскольку мы знаем, что Йеhошуа был наказан за то, что не дал евреям возможности выполнять заповедь плодиться и размножаться всего одну ночь. Если же женщина откладывает окунание, чтобы досадить своему мужу — ее наказание очень велико, Б-же упаси.

2. В седьмой день (последний из семи чистых дней — перев.) женщине запрещено окунаться до выхода звезд. И даже окунуться незадолго до выхода звезд, так, чтобы прийти домой уже после выхода звезд — все равно запрещено. Даже если женщина окунается не вовремя, то есть не успела окунуться в седьмой день и окунается после этого, ей также запрещено окунаться днем. И также в этом случае следует запрещать ей окунаться даже незадолго до темноты, так, чтобы вернуться домой уже после наступления темноты; она должна окунуться именно ночью. Невесты же, окунающиеся перед хупой, могут окунуться в восьмой или более поздний день также и днем. А в тяжелой ситуации они могут, даже окунаясь в седьмой день, окунуться днем, и даже рано утром, после появления луча солнца; однако ставить хупу до выхода звезд не следует. Однако если невеста окунается уже после свадьбы, хотя это и первое ее окунание для мужа, она подчиняется всем тем же законам, что и всякая другая женщина.

3. Если женщина оказалась в форс-мажорных обстоятельствах, например, если она боится окунаться ночью из-за холода или ночных страхов, или если миква расположена вне города, а городские ворота закрываются на ночь — во всех этих случаях женщина имеет право окунуться в восьмой день днем; однако в седьмой день ей не следует окунаться днем даже и в этих случаях. И даже в восьмой день ей разрешено окунаться днем только в том случае, если она вымоется непосредственно перед окунанием; если же ее восьмой день выпал на Шаббат или Йом-Тов, так что ей придется не только мыться накануне, но и окунаться днем, а не ночью, — это запрещено потому, что одновременно две разных вещи не разрешают (в данном же случае мы должны были бы разрешить ей, во-первых, окунуться днем, а во-вторых, окунаться не сразу после мытья, а лишь по прошествии времени).

4. Во время окунания не следует ни на чем стоять. Если же миква очень глубокая и женщине приходится стоять на ступеньке, пусть спросит раввина, как поступить.

5. Не следует окунаться там, где есть опасение, что окунающуюся увидят, поскольку из-за этого она будет слишком торопиться окунуться, и мы опасаемся, что она сделает это небрежно. Если же она нарушила этот запрет, и мы точно знаем, что она окунулась правильно — окунание ей засчитывается.

6. Когда женщина окунается в микву, рядом с ней должна быть другая женщина, еврейка, взрослая, то есть старше 12-ти лет и одного дня, чтобы следить за тем, чтобы ее волосы не плавали в момент окунания по поверхности воды. Если же женщины найти невозможно, рядом с ней может стоять ее муж, чтобы убедиться, что она окунулась как положено.

7. Разрешается окунаться в ночь Шаббата (и см. выше, глава 86), если ночь ее окунания выпала именно на это время, так что окунуться раньше она не может, и если ее муж находится в этом же городе. Если же муж находится в другом месте, или если она могла окунуться раньше, то ей запрещено окунаться в ночь Шаббата. Если речь идет о роженице, по отношению к ней есть разные законы, говорящие о том, когда ей можно, а когда нельзя окунаться в ночь Шаббата, и ей следует обратиться к раввину. Если же ночь окунания женщины уже прошла, а она не окунулась, поскольку ее мужа не было в городе, а сейчас, накануне Шаббата, он вернулся — в некоторых местах женщине в этом случае запрещают окунаться в ночь Шаббата. Там же, где нет установившегося обычая, запрещать это не следует. В тех же местах, где принято в этом случае запрещать женщине окунаться в ночь Шаббата, ей не следует окунаться также и в ночь исхода Шаббата.

Вдове, вновь выходящей замуж запрещено окунаться в ночь Шаббата, поскольку запрещено вступать с ней в первую половую близость в Шаббат (см. выше, глава 148). А в ночь исхода Шаббата некоторые разрешают ей окунаться.

8. После того, как женщина окунулась в микву, как положено, она, еще стоя в воде, произносит благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунаться». И следует требовать, чтобы перед произнесением благословения она закрыла себя снизу каким-нибудь полотенцем, или по крайней мере обняла себя руками, чтобы разделить сердце и срамные места; и во время произнесения благословения ей не следует смотреть в воду. Если же она окунается в таком месте, где может замутить воду ногой, лучше перед благословением так и сделать.

У некоторых принято после произнесения благословения окунаться еще раз, и это — правильный обычай; только следует проследить, чтобы и второе окунание происходило строго по закону.

9. После того, как женщина окунулась в микву по всем законам, ей разрешается пойти в баню, чтобы согреться, даже если это баня, в которой потеют. Однако мыться после миквы в ванне некоторые запрещают — и распространился обычай запрещать это. Однако облить женщину горячей водой, чтобы она согрелась, следует разрешать. В местах же, где принято запрещать и это, не следует отменять этого обычая.

10. Окунающейся женщине следует быть скромной и скрывать, в которую ночь она окунается. И не следует ей идти окунаться при ком-то, чтобы не поняли, что именно она собирается делать. Если же женщина так не поступает — о ней сказано: «Проклят возлежащий со всякой скотиной».

Кроме того, женщине следует проследить, чтобы, когда она выходит из миквы, ее встретила ее подруга и дотронулась до нее, чтобы не оказалось так, что первым до нее дотрагивается что-нибудь нечистое: собака, осел, свинья, конь, прокаженный и т.д., или неученый и не очень кошерный еврей (ам hа-арец), или нееврей. Если же при выходе из миквы ее коснулось что-то из вышеперечисленного, то, если это женщина, боящаяся Небес, пусть окунется еще раз.

Если человек встречает женщину, выходящую из миквы, можно опасаться, Б-же упаси, несчастья; избежать же его можно, произнеся следующие два стиха: «Изливает Он позор на знатных и заставляет их блуждать в пустынном месте, где нет пути» (Тhиллим, 107:40) и: «Изливает позор на знатных и ослабляет пояс могучих» (Ийов 12:21).

11. Некоторые разрешают нагреть воду миквы, некоторые же запрещают. И во многих общинах распространился обычай разрешать это. Там же, где такого обычая нет, разрешать этого не следует. И в тех местах, где принято разрешать нагревать воду, необходимо следить, чтобы при окунании в ночь Шаббата вода была не совсем горячей, а теплой (и см. выше, глава 86).

12. Относительно возможности окунуться в реку — по мнению многих великих законоучителей благословенной памяти это можно делать только в то время, когда воды в реке настолько мало, что заведомо ясно, что эта вода попала в реку не от дождей и не от таяния снегов, поскольку дождевая и талая вода очищает только в том случае, если она собралась в одном месте в стоячем водоеме. Когда же эта вода течет по земле, она не очищает; только родниковая вода очищает, когда течет. И только в тяжелой ситуации, в местах, где нет миквы, принято разрешать окунаться в реку, полагаясь на мнение тех законоучителей, которые полагают, что даже если видно на глаз, что река вздулась из-за дождей или таяния снегов, мы все равно считаем, что большая часть ее воды попала в нее из подземных родников, поскольку во время дождей воздух влажен и подземные источники становятся мощными и многоводными, так что всегда оказывается, что большая часть воды реки попала в нее из родников. Дождевая же вода, составляющая меньшую часть воды, считается неважной в сравнении с родниковой водой, которой больше, и поэтому очищает даже в текучем виде. Однако в местах, где есть миква, Б-же упаси разрешать окунаться в реке. И даже в местах, где нет миквы, следует при возможности, если река вздулась из-за дождей, отложить окунание на два-три дня, пока она не вернется к своему обычному состоянию. И хорошо было бы, если это возможно, окунаться не там, где река разлилась, а там, где вода течет постоянно, поскольку такое окунание есть некоторые дополнительные основания разрешить.

13. Если же река наполняется только дождевой водой, время от времени пересыхая, даже если во время дождей в нее впадают и другие реки — тем не менее, поскольку иногда эта река пересыхает, нет никаких оснований разрешить окунаться в нее, пока она течет; окунуться в ее воду можно только в том случае, если она собралась в стоячий водоем.

14. Законов постройки кошерной миквы чрезвычайно много. И во всяком месте, где строят микву, за этим должен наблюдать признанный раввин, большой знаток Торы и праведник. Если же в уже построенной микве изменилось что бы то ни было, большое или маленькое, следует немедленно спросить раввина, осталась ли она кошерной. И также если потребуется вычерпать воду миквы, чтобы очистить ее, следует спросить раввина, как это сделать.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?