Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Йом Кипур, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва, Коль Нидрей
1. В наших странах принято, что перед Кол Нидрей («Все обеты…») самый уважаемый человек в общине извлекает из ковчега свиток Торы и обходит с ним возвышение для чтения Торы — а все члены общины обнимают и целуют свиток, прося прощения за то, что совершали преступления против уважения к Торе, и принимают на себя с сегодняшнего дня обязанность ходить лишь по ее путям; и несколько раз произносят стих: «Свет посеян…». И тот человек, у которого в руках свиток, становится справа от хазана, а еще один уважаемый в общине человек — слева от него, также держа в руках свиток Торы, и все трое произносят: «В Небесном собрании…» (как приведено в Махзорах). Хазан затем читает Кол Нидрей на известную всем мелодию. И всем следует читать этот текст одновременно с хазаном шепотом. И следует начать Кол Нидрей, пока еще не наступили сумерки, и продолжать его до ночи1. А после того, как хазан сказал: «Благословите Б-га благословенного!», и вся община ответила: «Благословен…», — двое, стоявшие со свитками Торы, возвращают их в ковчег и проходят на свои места.
В Шаббат они могут вернуться на свои места перед чтением «Хвалебной песни в честь Субботнего дня».
2. Хазан, произнося Благословение времени, должен иметь в виду, что община, слыша его благословение и отвечая «амен!», также выполнит обязанность произнести это благословение. Но, тем не менее, слышащему это благословение хорошо бы держать в голове, что он не собирается выполнить обязанность благословить, слыша благословение хазана, а нужно ему самому произнести это благословение шепотом. И следует поторопиться, чтобы завершить это благословение прежде хазана, чтобы ответить на его благословение: «Амен!». женщины же, которые произнесли это благословение при зажигании свечей, а также те мужчины, которые сами зажигали свечи и также произнесли уже это благословение, не должны произносить его сейчас.
3. В ночь Йом-Киппура, а также днем произносят фразу: «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков!» в полный голос.
4. Некоторые все вечерние молитвы, а также все дневные читают стоя2. Если же человек ослаб, он может на что-либо опереться. И причина того, что мы стоим, в том, что мы желаем походить на ангелов. Поэтому женщинам стоять не следует.
Если человек однажды весь Йом-Киппур стоял, желая делать так и в будущем, а потом решил больше так не делать — ему необходимо разрешение от обета.
5. У некоторых принято проводить ночь в синагоге и всю ночь произносить гимны и восхваления3. Когда же человек вынужден будет пойти поспать, пусть ляжет как можно дальше от ковчега. Хазанам же не следует бодрствовать ночью, так как из-за этого у них пропадает голос.
Перед тем, как идти спать, следует произнести четыре первых главы Тhиллим, которые помогают предохраниться от случайного семяизвержения, Б-же упаси, поскольку в них содержится 306 слов, а глав всего 4 — в сумме получается число 310, что совпадает с численным значением ивритского слова кери, то есть «семяизвержение». Если же посчитать сумму числовых значений букв, с которых начинаются и которыми кончаются эти главы, получится 126, и если прибавить сюда 4 главы, в сумме получится 131, а это число совпадает с числовым значением слова «самаэль» (злой ангел — перев.), и, читая эти главы, следует держать в голове намерение отогнать его.
И, ложась спать, лучше не закутываться в теплые подушки и одеяла, и в любом случае не закрывать ноги.
1 Рамо: «…начать Кол Нидрей, пока не наступили сумерки, и продолжать пение мелодии без слов до ночи».
2 Некоторые пишут, что тот, кто из-за стояния устанет и не сможет, молясь, должным образом сконцентрироваться, не должен стоять.
3 Некоторые же пишут, что лучше ночевать дома, чтобы наутро легче было сосредоточиться при молитве. (Для того же, чтобы сторожить свечи, следует нанять сторожа).
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо