Из цикла «Плач Ирмияу», темы: Танах, Эйха, Цви Вассерман
1 УВЫ! В ГНЕВЕ СВОЕМ ПОВЕЛИТЕЛЬ ОКУТАЛ ТЬМОЙ Иерусалим — ДОЧЬ ЦИОНА, С синайских НЕБЕС СБРОСИЛ НА ЗЕМЛЮ СЛАВУ народа ИЗРАИЛЯ И НЕ ВСПОМНИЛ О СВОЕМ ПОДНОЖИИ, о Святом Храме, девятого ава В ДЕНЬ ГНЕВА.
2 БЕЗ ЖАЛОСТИ ИСТРЕБИЛ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕ ЖИЛИЦА ЯАКОВА, В ГНЕВЕ СРАВНЯЛ С ЗЕМЛЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ Иерусалима — ДОЧЕРИ ИЕУДЫ, которые не мог одолеть ни один смертный, ОСКВЕРНИЛ изгнанием ЦАРСТВО И ЕГО ВОЖДЕЙ.
3 В ЯРОСТИ ПОРУБИЛ ОН ВСЮ СИЛУ-ИЗРАИЛЯ, ПЕРЕД ВРАГОМ ОТВЕЛ СВОЮ ДЕСНИЦУ, оставив без защиты еврейский народ. КАК ПОЛЫХАЮЩИЙ ОГОНЬ ПРОЖЕГ ОН потомков ЯАКОВА, ПОЖРАЛ ВСЕ ВОКРУГ.
4 КАК ВРАГ НАТЯНУЛ ОН СВОЙ ЛУК. ЗАНЕС ДЕСНИЦУ КАК НЕДРУГ И ПОРАЗИЛ ВСЕ, ЧТО РАДОВАЛО ГЛАЗ. В ШАТРЕ ДОЧЕРИ ЦИОНА ИЗЛИЛ СВОЙ ОГНЕПОДОБНЫЙ ГНЕВ.
5 Но несмотря на все это, евреи не раскаялись. И тогда СТАЛ ПОВЕЛИТЕЛЬ КАК ВРАГ, ПОРАЗИЛ ИЗРАИЛЯ, ПОРАЗИЛ ВСЕ ЕГО УКРЕПЛЕНИЯ, РАЗРУШИЛ КРЕПОСТИ. В ДОЧЕРИ ИЕУДЫ ОН УМНОЖИЛ ПЛАЧ И ТРАУР.
6 ПОДОБНОЙ СРУБЛЕННОМУ САДУ СДЕЛАЛ ОН СВОЮ СУККУ — Храм, РАЗРУШИЛ Святая Святых — МЕСТО народного СОБРАНИЯ. Разрушив Храм, АШЕМ ПРЕДАЛ ЗАБВЕНИЮ В ЦИОНЕ ПРАЗДНИКИ И ШАБАТЫ, В ЯРОСТИ ОПОЗОРИЛ ЦАРЯ Цедекию, которого в цепях погнали в Вавилон, И КОЭНА Сераю, заколотого перед владыкой ликующих победителей.
7 ОТВЕРГ ПОВЕЛИТЕЛЬ СВОЙ ЖЕРТВЕННИК, ОСКВЕРНИЛ СВОЕ СВЯТИЛИЩЕ; ОТДАЛ ВРАГУ СТЕНЫ ЕЕ ЦИТАДЕЛЕЙ. НАПОЛНИЛИ язычники ШУМОМ богохульства ДОМ АШЕМА, КАК ЕСЛИ БЫ ТО БЫЛ их ПРАЗДНИК.
8 Но напрасно ликуют и похваляются враги: сам АШЕМ давно РЕШИЛ РАЗРУШИТЬ СТЕНУ ДОЧЕРИ ЦИОНА; это Он ОТБИЛ ЛИНИЮ Правосудия И НЕ ОТВЕЛ УНИЧТОЖАЮЩУЮ РУКУ. Это ОН ПОГРУЗИЛ В ТРАУР разрушения ВАЛ И СТЕНУ, ВМЕСТЕ ОНИ ПРЕБЫВАЛИ В НЕСЧАСТЬИ.
9 Не достались врагу, ПОГРУЗИЛИСЬ В ЗЕМЛЮ ЕЕ ВОРОТА, сработанные еще царем Давидом — ПОЛНОСТЬЮ РАЗБИЛ Ашем ИХ ЗАПОРЫ. Зато ЕЕ ЦАРЬ И ВЕЛЬМОЖИ, пренебрегавшие честью Торы, ПРЕБЫВАЮТ СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ там, где НЕТ ТОРЫ; ЕЕ ПРОРОКИ, угнетенные изгнанием, ТАКЖЕ-ОСТАЛИСЬ БЕЗ ВИДЕНИЙ ОТ АШЕМА.
10 СТАРЕЙШИНЫ ДОЧЕРИ ЦИОНА В скорбном МОЛЧАНИИ СИДЕЛИ НА ЗЕМЛЕ — нет слов; ПЕПЕЛ НА ИХ ГЛАВАХ, ОДЕЖДОЙ ИМ МЕШКОВИНА. В трауре СКЛОНИЛИ СВОИ ГОЛОВЫ К ЗЕМЛЕ ДЕВЫ ИЕРУСАЛИМА.
11 ЗАТМИЛИСЬ СЛЕЗАМИ МОИ ГЛАЗА, МОИ ВНУТРЕННОСТИ ПЕРЕВЕРНУЛИСЬ; НА ЗЕМЛЮ ВЫПЛЕСНУЛАСЬ МОЯ ПЕЧЕНЬ ИЗ-ЗА ПОРАЖЕНИЯ МОЕГО НАРОДА, ПРИ ВИДЕ МЛАДЕНЦЕВ И НОВОРОЖДЕННЫХ, ЛЕЖАЩИХ В голодном ОБМОРОКЕ НА УЛИЦАХ ГОРОДА.
12 ОНИ ГОВОРЯТ СВОИМ МАТЕРЯМ: «ГДЕ ХЛЕБ И ВИНО? Что случилось с нами?» И ПАДАЮТ, КАК ТРУПЫ, НА УЛИЦАХ ГОРОДА; ИХ ДУШИ УГАСАЮТ НА МАТЕРИНСКИХ КОЛЕНЯХ.
13 ЧТО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВУЮ О ТЕБЕ? ЧЕМУ УПОДОБЛЮ ТЕБЯ, ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА? С ЧЕМ СРАВНЮ ТЕБЯ, ЧТОБЫ УТЕШИТЬ, ДЕВА ЦИОНА? — КАК МОРЕ ВЕЛИКО ТВОЕ РАЗРУШЕНИЕ, КТО ИЗЛЕЧИТ ТЕБЯ?
14 Ведь ТВОИ ПРОРОКИ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ ТЕБЕ ПУСТОЕ И НЕРАЗУМНОЕ, НЕ РАСКРЫВАЛИ ТВОИХ ГРЕХОВ, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ТЕБЯ К РАСКАЯНИЮ; ОНИ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ ТЕБЕ ПУСТЫЕ ОБМАННЫЕ СЛОВА.
15 ВСЕ ПРОХОДЯЩИЕ МИМО, все, кто видел постигшее Цион бедствие, ВСПЛЕСКИВАЛИ РУКАМИ, ПРИСВИСТЫВАЛИ И КАЧАЛИ СВОИМИ ГОЛОВАМИ О ДОЧЕРИ ИЕРУСАЛИМА: «ЭТО ЛИ ГОРОД, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЛИ СОВЕРШЕНСТВОМ КРАСОТЫ, РАДОСТЬЮ ВСЕЙ ЗЕМЛИ?»
16 ВСЕ ТВОИ ВРАГИ ГЛУМИЛИСЬ НАД ТОБОЙ; ОНИ ПРИСВИСТЫВАЛИ И СКАЛИЛИСЬ, ГОВОРЯ: «МЫ УНИЧТОЖИЛИ ЕЕ! ВОТ ДЕНЬ, О КОТОРОМ МЫ МЕЧТАЛИ; УДОСТОИЛИСЬ УЗРЕТЬ ЕГО!»
17 ОСУЩЕСТВИЛ АШЕМ ЗАДУМАННОЕ,-ИСПОЛНИЛ СВОЕ ДАВНЕЕ данное в Торе ОБЕЩАНИЕ, БЕЗ ЖАЛОСТИ ОПУСТОШИЛ; ДАЛ ВРАГУ ВОЗРАДОВАТЬСЯ НАД ТОБОЮ, ВОЗНЕС ТВОЕГО ПРИТЕСНИТЕЛЯ.
18 ВОЗОПИЛО ИХ СЕРДЦЕ К ПОВЕЛИТЕЛЮ: «О, Цехина — СТЕНА ДОЧЕРИ ЦИОНА! ЛЕЙ ДНЕМ И НОЧЬЮ ПОТОКАМИ СЛЕЗЫ, НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЕ ПЕРЕДЫШКИ, НЕ ДАВАЙ ПОКОЯ СВОИМ ГЛАЗАМ.
19 ВСТАНЬ, ВОЗОПИ В НОЧИ В НАЧАЛЕ первой СТРАЖИ! КАК ВОДУ ИЗЛЕЙ СВОЕ СЕРДЦЕ В ПРИСУТСТВИИ ПОВЕЛИТЕЛЯ, ВОЗДЕНЬ К НЕМУ РУКИ РАДИ ЖИЗНЕЙ СВОИХ ГОЛОДАЮЩИХ ДЕТЕЙ, ЛЕЖАЩИХ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ НА ВСЕХ ПЕРЕКРЕСТКАХ».
20 ВЗГЛЯНИ, АШЕМ, И УЗРИ, С КЕМ ЕЩЕ ТЫ ОБРАЩАЛСЯ ТАК жестоко? ПОЕДАЛИ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ПЛОД СВОЕГО ЧРЕВА, МЛАДЕНЦЕВ — ПРЕДМЕТ СВОЕЙ ЗАБОТЫ? УБИВАЛИ ЛИ КОЭНА И ПРОРОКА В СВЯТИЛИЩЕ ПОВЕЛИТЕЛЯ?
21 НА ГОЛОЙ ЗЕМЛЕ, НА УЛИЦЕ ЛЕЖАТ мертвецы — СТАР И МЛАД; МОИ ДЕВЫ И ЮНОШИ ПАЛИ в битве ОТ МЕЧА. ТЫ УБИЛ ИХ В ДЕНЬ СВОЕГО ГНЕВА, БЕЗ ЖАЛОСТИ ПРЕДАЛ ИЗБИЕНИЮ.
22 ТЫ СОЗВАЛ, КАК ЕСЛИ БЫ ТО БЫЛ ПРАЗДНИК, МОИХ злых СОСЕДЕЙ СО ВСЕЙ ОКРУГИ. И НЕ БЫЛО В ДЕНЬ ГНЕВА АШЕМА ВЫЖИВШЕГО И СПАСШЕГОСЯ. ТЕХ, КОГО Я ЛЕЛЕЯЛ И РАСТИЛ, ПОГУБИЛ МОЙ ВРАГ.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?