Из цикла «Маамар аикарим — Основы», темы: Провидение, Предназначение, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Природа, Небесный суд
Господин, благословен Он, постоянно надзирает над Своими созданиями, поддерживает их существование и управляет ими согласно цели, для которой сотворил их. Человек уникален тем, что есть у него награда и наказание в соответствии с его деяниями. Поэтому и надзор над ним отличается от надзора над другими видами. Надзор над другими видами — только для поддержания существования данного вида, соответственно законам и границам, которые пожелал Всевышний. Поэтому надзор над каждым представителем вида происходит толко относительно влияния этого индивидуума на вид в целом, но не относительно этого индивидуума как такового. Ведь значение индивидуумов — только в целостности всего вида. Но по отношению к человеческому роду это не так. Кроме надзора над каждым человеком соответственно значению его для человеческой расы в целом, над ним ведётся и индивидуальное наблюдение. Его деяния судятся в отдельности, и, согласно всем деталям его положения, также в отдельности издаются постановления. И следует знать, что деяния человека делятся на два вида.
Один вид — деяния, которые ставятся ему в заслугу или в грех, то есть — исполнение заповедей и их нарушение. Второй вид — не то, ни другое: поступки в которых нет ни предписанного ни запрещённого действия. По отношению ко всему, что является с какой-либо стороны заповедью иди грехом, человеку дана полная свобода воли, и никто не вмешивается в это. Высший Судия надзирает надо всем, и судит все деяния, как они есть, и присуждает за них достойное воздаяние. По отношению же к действиям, в которых нет ни заповеди ни греха, человек не отличается от других видов. В таких случаях события, происходящие с ним, происходят от Высших трансцендентных сил — для управления всем человечеством в целом, или для воздаяния человеку полагающихся ему награды или наказания. Б-г Сам надзирает надо всем, и судит всех, и постановляет все постановления. А ангелы являются Его слугами, и каждому из них дано определённое задание. И необходимо знать, что Б-г поистине знает всё, и ничего от Него не скрыто, и, поскольку Он знает всё изначально, никакое новое знание не приходит к Нему. Но Своё управление и суд над миром Он основал не на этом своём знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства, и Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными на это: какие-то — свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то — обвинять, а каке-то — защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению