Из цикла «Плач Ирмияу», темы: Танах, 9 Ава, Эйха, Цви Вассерман
1 О, ГОРЕ! КАК ОНА — Иерусалим, — ОДИНОКА! ГОРОД, ИЗОБИЛЬНЫЙ НАСЕЛЕНИЕМ, УПОДОБИЛСЯ ВДОВЕ, сделался пустыней: не видно ни скота, ни птицы; ВЕЛИКАЯ мудростью СРЕДИ НАРОДОВ, благодаря способностям своих сынов ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА даже тех СТРАН, куда они были изгнаны, СТАЛА ДАННИКОМ.
2 ГОРЬКО ПЛАЧЕТ ОНА о разрушении Первого и Второго Храмов В НОЧИ девятого ава, издревле предназначенной для бедствий, И СЛЕЗЫ раскаяния ТЕКУТ ПО ЩЕКАМ: со дня разрушения Храма заперты врата молитвы, лишь врата слез продолжают оставаться открытыми. НИ ОДИН ИЗ ЛЮБЯЩИХ Иерусалим пророков НЕ УТЕШАЕТ ЕЕ вдохновенными словами. ВСЕ ДРУЗЬЯ ПРЕДАЛИ ЕЕ и, присоединившись к вавилонским завоевателям, СТАЛИ ЕЙ ВРАГАМИ.
3 ИЕУДА покинул свою страну и ОТПРАВИЛСЯ В ИЗГНАНИЕ, страдая ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ И НЕПЕРЕНОСИМОЙ РАБОТЫ. Изгнание и лишения искупают грехи и приносят успокоение, но Иеуда, хотя и ОКАЗАЛСЯ СРЕДИ НАРОДОВ, ПРИСТАНИЩА НЕ НАШЕЛ: ВСЕ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ НАСТИГЛИ ЕГО МЕЖДУ ТЕСНИНАМИ^ — между траурными датами семнадцатого тамуза и девятого ава
4 СКОРБЯТ ПУТИ ЦИОНА — Иерусалима, ЛИШИВШИЕСЯ ПАЛОМНИКОВ, которые в прежние годы спешили в Храм на праздники. ВСЕ ЕЕ ВРАТА — средоточие городской жизни — В ЗАПУСТЕНИИ. Оставшись без храмовой службы, ВЗДЫХАЮТ ЕЕ КОЭНЫ,КРУЧИНЯТСЯ ДЕВЫ, так весело плясавшие в день пятнадцатого ава, И вся ОНА — Израиль — ПОЛНА ГОРЕЧИ.
5 ЕЕ ПРИТЕСНИТЕЛИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ, ВРАГИ ЗАКЛЮЧИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ МИР — И ПОКАРАЛ ЕЕ АШЕМ ЗА великое МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ. ЕЕ МЛАДЕНЦЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН ВПЕРЕДИ СВОИХ ВРАГОВ.
6 И вместе с детьми ПОКИНУЛО ДОЧЬ ЦИОНА ВСЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ Б-жественного Присутствия. ЕЕ ВОЖДИ, КАК ОЛЕНИ, НЕ НАШЕДШИЕ ПАСТБИЩ, ПОШЛИ ОБЕССИЛЕННЫЕ ПЕРЕД жестоким ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ.
7 И в изгнании, В ДНИ УГНЕТЕНИЯ И ПЕЧАЛИ ВСПОМИНАЛА ИЕРУСАЛИМ ВСЕ СОКРОВИЩА Святой Торы, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЕЙ В ОНЫЕ ДНИ. ЕЕ ЖИТЕЛИ ПОПАЛИ В РУКИ ВРАГОВ, НИКТО НЕ ПОМОГ ЕЙ. УВИДЕЛИ ЕЕ ВРАГИ, СМЕЯЛИСЬ НАД ЕЕ ПАДЕНИЕМ.
8 НЕМАЛО ГРЕШИЛА ИЕРУСАЛИМ и постепенно привыкла к беззаконию, ОТТОГО И СТАЛА ОТВЕРЖЕННОЙ. НЕКОГДА ПОЧИТАВШИЕ ЕЕ, ПОЗОРЯТ НЫНЕ, ИБО ВИДЕЛИ ЕЕ ПОСРАМЛЕНИЕ. ОНА ЖЕ ВЗДЫХАЕТ И ОТШАТЫВАЕТСЯ от стыда и унижения.
9 НЕЧИСТОТА НА ПОДОЛЕ ЕЕ: всем видны ее грехи, НЕ ДУМАЛА ОНА О ПОСЛЕДСТВИЯХ. ИЗУМИТЕЛЬНО ЕЕ ПАДЕНИЕ, НИКТО, сознавая справедливость Б-жественного приговора, НЕ УТЕШИТ ЕЕ. «ВОЗЗРИ, АШЕМ, НА МОЕ БЕДСТВИЕ, ИБО ЧУДОВИЩНЫ ДЕЯНИЯ ВРАГА, профанирующего Твое Имя!»
10 ПРОСТЕР ВРАГ РУКУ КО ВСЕМ ЕЕ СОКРОВИЩАМ — осквернил Храм и его священные сосуды; ВЫПАЛО ЕЙ УВИДЕТЬ, КАК НАРОДЫ Моава и Аммона ВХОДЯТ В ЕЕ СВЯТИЛИЩЕ — ТЕ НАРОДЫ, О КОТОРЫХ ТЫ ЗАПОВЕДАЛ, ЧТО НЕ ВОЙДУТ В ТВОЮ ОБЩИНУ.
11 От многих бед СТОНЕТ ВЕСЬ ЕЕ НАРОД, но пуще всего ВЗЫСКУЯ ХЛЕБА. СПАСАЯ ЖИЗНЬ во время осады Иерусалима, ВСЕ СВОИ БОГАТСТВА ОТДАЛИ ЗА ЕДУ. «ВЗГЛЯНИ, АШЕМ, И УЗРИ, КАКОЙ НЕНАСЫТНОЙ Я СТАЛА!»
12 ДА НЕ ПАДЕТ НА ВАС ТАКОЕ, ВСЕ, ИДУЩИЕ ЭТИМ ПУТЕМ, преступающие установления Торы. ПОСМОТРИТЕ И ВЫ УВИДИТЕ ЕСТЬ ЛИ БОЛЬ, ПОДОБНАЯ МОЕЙ БОЛИ, БОЛИ, КОТОРУЮ ОН ПРИЧИНИЛ МНЕ, КОТОРУЮ НАСЛАЛ НА МЕНЯ АШЕМ девятого ава В ДЕНЬ СВОЕГО ГНЕВА.
13 С ВЫСОТЫ ПОСЛАЛ ОН ОГОНЬ НА МОИ КОСТИ — мой Храм и его святые предметы — опору Творения — И СОКРУШИЛ ИХ, творя правосудие. НАБРОСИЛ СЕТЬ НА НОГИ МОИ, ОТШВЫРНУЛ МЕНЯ НАЗАД, лишив пророчества, службы и царства. ПОРАЗИЛ МЕНЯ ЗАПУСТЕНИЕМ, НЕТ ПРОСВЕТА В НЕСЧАСТЬИ.
14 СКОПИЛСЯ В ЕГО РУКЕ ТЯЖКИЙ ГРУЗ МОИХ ГРЕХОВ, ОНИ СПЛЕЛИСЬ, ОТЯГЧАЯ МОЮ ШЕЮ — ЛИШИЛ ОН МЕНЯ СИЛЫ. ОТДАЛ МЕНЯ ПОВЕЛИТЕЛЬ В РУКИ ТЕХ, ПЕРЕД КЕМ Я НЕ МОГУ УСТОЯТЬ.
15 ВСЕХ МОИХ БОГАТЫРЕЙ В МОЕЙ СРЕДЕ ОТВЕРГ ПОВЕЛИТЕЛЬ, ВОЗГЛАСИЛ ЧАС РАЗРУШЕНИЯ МОИХ ПАРНЕЙ. КАК В ДАВИЛЬНЕ ВИНОГРАД, РАСТОПТАЛ ДЕВ ИЕУДЫ.
16 ОБ ЭТОМ-ТО: о пролитии невинной крови, об утрате храмовой службы и царства, о прекращении изучения Торы, приведшем к разрушению Храма, Я И ПЛАЧУ. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОКОМ ТЕКУТ СЛЕЗЫ ИЗ МОИХ ГЛАЗ, ИБО ДАЛЕК УТЕШИТЕЛЬ — Машиах, ЧТОБЫ ОЖИВИТЬ МОЙ ДУХ. МОИ ДЕТИ ПОКИНУТЫ И ЗАБРОШЕНЫ — ВРАГ ОДОЛЕЛ.
17 ЦИОН в мольбе ПРОСТИРАЕТ СВОИ РУКИ, И НЕТ ЕЙ УТЕШИТЕЛЯ. Не удивительно! Ведь ПРИКАЗАЛ АШЕМ ОБ ЯАКОВЕ, ЧТОБЫ даже и в изгнании ОКРУЖАЛИ ЕГО ВРАГИ; ИЕРУСАЛИМ ЖЕ СТАЛ СРЕДИ НИХ ОТВЕРЖЕННОЙ.
18 СПРАВЕДЛИВ АШЕМ, ИБО НЕ ПОДЧИНЯЛАСЬ Я ЕГО РЕЧЕНИЯМ, Его Торе. ВЫСЛУШАЙТЕ МЕНЯ, ВСЕ НАРОДЫ, УЗРИТЕ МОЮ БОЛЬ: мои грехи были столь велики, что даже МОИ безвинные ДЕВЫ И ПАРНИ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН.
19 ОБРАТИЛАСЬ Я К СВОИМ ЛЮБОВНИКАМ: Египту, Аммону и Моаву — союзникам против Вавилона, НО ОНИ вместе с ишмаэлитами ОБМАНУЛИ МЕНЯ. МОИ КОЭНЫ И СТАРЦЫ, чьи молитвы могли бы изменить приговор Небес, ПОГИБЛИ В ГОРОДЕ В ПОИСКАХ ПИЩИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ.
20 СМОТРИ, АШЕМ, КАК МНЕ ТЯЖЕЛО! ГНЕТУТ МЕНЯ МОИ ВНУТРЕННОСТИ, СЕРДЦЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ ВО МНЕ, ИБО Я СТРАШНО БУНТОВАЛА. СНАРУЖ^ ВСЕ ПОРАЗИЛ МЕЧ, ВНУТРИ, КАК УМЕРЛО, охваченное страхом.
21 СЛЫШАЛИ соседние народы, КАК Я ВЗДЫХАЮ, НО НИКТО НЕ УТЕШИЛ МЕНЯ. ВСЕ ВРАГИ УСЛЫШАЛИ ПРО ЗЛО, ВЫПАВШЕЕ НА МОЮ ДОЛЮ, И ВОЗРАДОВАЛИСЬ, ВЕДЬ ЭТО СДЕЛАЛ ТЫ, отдавший нас в их руки. О, ПРИВЕДИ на них такой же ПРОВОЗГЛАШЕННЫЙ ТОБОЮ горький ДЕНЬ, И ПУСТЬ ОНИ УПОДОБЯТСЯ МНЕ в страдании.
22 ПУСТЬ ВСЕ ИХ НЕЧЕСТИЕ ПРОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ; ПРИЧИНИ ИМ ТО, ЧТО ПРИЧИНИЛ МНЕ ЗА ВСЕ МОИ ГРЕХИ. МНОГОЧИСЛЕННЫ МОИ СТОНЫ А СЕРДЦЕ МОЕ СКОРБИТ, и не буду я, подобно нечестивцам, радоваться падению своих врагов.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»