Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Посылающий ветер и дарующий дождь

1. Зимой (во втором благословении) произносят: «…посылающий ветер и дарующий дождь». И начинают произносить эти слова в Мусаф праздника Шмини-Ацерет, и синагогальный служка объявляет перед этим: «Посылающий ветер и дарующий дождь!». Если же он не объявил этого, то не делают этой вставки, когда молятся Мусаф шепотом. А больной, который молится дома в одиночку, а также жители деревень, у которых нет миньяна, пусть не молятся Мусаф до того времени, когда в городах уже наверняка помолились Мусаф, и тогда они тоже могут молиться Мусаф и с этой вставкой.

И эти слова произносят во всякой молитве до Мусафа первого дня праздника Песах, то есть и община, и хазан еще произносят эти слова, молясь Мусаф шепотом. А когда хазан повторяет Мусаф, уже не говорит этих слов. И теперь община, когда после этого молится молитву Минха, не говорит этих слов, потому что уже слышала в Мусаф, что хазан не произносил их. И тот, кто молится в одиночку, пусть поторопится прочесть Мусаф, чтобы успеть это сделать, пока хазаны в городах еще не произнесли Мусаф уже без этой вставки, поскольку молящийся после того, как хазан перестал произносить «Посылающий ветер…» в Мусафе, больше не должен делать этой вставки.

Есть места, в которых летом говорят вместо этой вставки: «Посылающий ветер и дарующий росу». И об этом должен объявить синагогальный служка перед Мусафом первого дня праздника Песах, и тогда эту вставку делают уже молясь Мусаф шепотом, и тогда же перестают говорить: «Посылающий ветер и дарующий дождь».

2. Если человек по ошибке не произнес: «Посылающий ветер и дарующий дождь», то, если он вспомнил об этом до того, как произнес благословение: «…возвращающий мертвых к жизни», произносит эти слова в том месте, где он про них вспомнил1, лишь бы не в середине темы. Например, если он вспомнил об этом, сказав: «…и исполняющий Свое обещание…», произносит также: «…возвратить жизнь покоящимся в земле», и после этого произносит: «Посылающий ветер…», а потом — «Кто подобен Тебе…». А если он хочет, может просто вернуться к тому месту благословения, где произносится эта вставка, и сказать: «Посылающий ветер и дарующий дождь, питающий по доброте Своей живых…». Но если он вспомнил об этом только после того, как уже завершил благословение: «…возвращающий мертвых к жизни»2, должен вернуться к началу «Шмонэ Эсрэ»3 (и не обойтись здесь повторением только второго благословения: «Беспредельно могущество Твое…», поскольку три первых благословения считаются одним в том отношении, что если молящийся завершил одно из этих благословений неправильно, должен вернуться к началу молитвы). Если он ошибся в вечерней молитве праздника Песах, или в утренней, или в Мусаф, и не сделал этой вставки — не должен возвращаться.

3. В некоторых местах летом произносят: «Посылающий ветер и дарующий росу». И, если человек по ошибке сказал так же4 зимой, то, если он не вспомнил об ошибке до тех пор, пока не сказал: «Благословен Ты, Г-сподь…», завершает благословение и не должен возвращаться к началу молитвы из-за того, что забыл упомянуть дождь, так как уже упомянул росу. И только если он вспомнил до того, как сказал слово «Г-сподь», добавляет в том месте благословения, где кончается тема: «…дарующий дождь».

4. Если молящийся летом сказал по ошибке «Посылающий ветер и дарующий дождь», то, если он вспомнил об этом до того, как завершил благословение: «…возвращающий мертвых к жизни», возвращается к началу этого благословения, то есть к словам: «Беспредельно могущество Твое…»5. (И это не означает обязательного возвращения к началу, а делается только для того, чтобы было ясно, что он произнес благословение без упоминания «посылающий ветер…»). Однако, если он не вспомнил об этом, пока не завершил благословение словами: «…возвращающий мертвых к жизни»6, возвращается к началу молитвы. Если он сказал только «посылающий ветер», но не сказал: «…и дарующий дождь», в этом нет ничего страшного, и он просто продолжает: «…питающий по доброте Своей всех живых…». Если же он ошибся в вечерней или утренней молитве праздника Шмини Ацерет и произнес эти слова, ему нет необходимости возвращаться к началу молитвы.

5. Начинают вставлять в девятое благословение «Шмонэ Эсрэ» слова «…дождь и росу…» в вечерней молитве шестидесятого дня после окончания лета, и это четвертое или пятое (сейчас — пятое или шестое. И этот закон действует только вне Земли Израиля, в Земле же Израиля начинают вставлять в молитву эти слова седьмого Мархешвана) декабря. И продолжают это делать до Песаха.

6. Если человек ошибся и не произнес: «…дождь и росу…», то, если он вспомнил об этом до того, как завершил благословение словами: «…благословляющий годы», говорит в том месте, где вспомнил: …росу и дождь для благословения на землю, и насыть ее щедротами…, и завершает благословение, как полагается. А если он не вспомнил до того, как завершил благословение, пусть молится дальше, а в шестнадцатом благословении «Услышь голос наш», после слов «…не оставь нас без ответа…», пусть скажет: «и дай дождь и росу для благословения, ибо Ты милосердно внемлешь…». И даже если он вспомнил об этом только в этом благословении, когда уже сказал: «Благословен Ты», все время, пока не сказал: «Г-сподь», может сказать: «и дай дождь и росу для благословения, ибо Ты милосердно внемлешь…». Однако, если он не вспомнил до того, как завершил благословение словами: «…внемлющий молитве», начинает молиться заново, с девятого благословения: «Благослови для нас…»7. А если он не вспомнил до того, как произнес стих: «Да будут угодны…»8, возвращается к началу молитвы.

7. Если молящийся летом ошибся и сказал в девятом благословении «…росу и дождь…», возвращается к началу этого благословения, к словам: «Благослови для нас…». А если он не вспомнил об ошибке, пока не произнес стих: «Да будут угодны…», должен вернуться к началу молитвы «Шмонэ Эсрэ».

8. Если молящийся не уверен, произнес он слова: «Посылающий дождь и дарующий ветер» или не произнес, то, если эту вставку делают уже больше тридцати дней, то есть он уже как минимум девяносто раз произнес ее, как положено, он может считать, то, скорее всего, и сейчас он молился так, как уже привык, то есть как положено. Но, если тридцати дней еще не прошло, он должен молиться заново.

То же самое относится к вставке «росу и дождь…»: если он сомневается, правильно ли он произнес ее, после того, как уже девяносто раз молился, как положено, он имеет право считать, что и сейчас произнес вставку как нужно. А если тридцати дней еще не прошло — должен молиться заново9.

9. Если человек в первую ночь праздника Песах по ошибке стал произносить будничную молитву и вспомнил об этом после того, как уже начал читать девятое благословение, «Благослови для нас…», так что по закону он должен теперь завершить это благословение (как я напишу ниже, в главе 76), он не произносит слов «…росу и дождь…», поскольку община также не произносит их. А если День Просьбы (то есть день, когда начинают просить Б-га в молитве «…и дай росу и дождь…») выпал на Шаббат, а молящийся начал по ошибке будничную молитву и дошел до девятого благословения («Благослови для нас…»), он также не должен говорить: «…росу и дождь…», поскольку община еще не начала этого делать, а одиночный молящийся должен молиться так же, как и община.

10. Если молящийся забыл вставку «Яале ве-Яво» («Пусть поднимется, вознесется и дойдет…» в семнадцатом благословении, «Отнесись благосклонно…») в Рош-Ходеш в утренней молитве или в Минхе, или ту же вставку в Холь-а-Моэд, причем неважно, в утренней молитве, в Минхе или в вечерней молитве — если он вспомнил об этом до того, как произнес (второй раз) стих: «Да будут угодны…», возвращается к семнадцатому благословению, «Отнесись благосклонно…»10, даже если он вспомнил до того, как начал восемнадцатое благословение, «Мы благодарны…»; раз он уже завершил семнадцатое благословение, сказав: «…возвращающий Свое Присутствие в Сион», должен начать «Отнесись благосклонно…» (как я писал про вставку «посылающий ветер»). Однако, если он вспомнил об ошибке до того, как завершил благословение словами: «…возвращающий Свое Присутствие в Сион», пусть произнесет «Яале ве-Яво» там, где он сейчас находится, а после этого продолжит: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами…». А если он не вспомнил об ошибке, пока не произнес стих: «Да будут угодны…», возвращается к началу молитвы.

Если же молящийся забыл «Яале ве-Яво» в вечерней молитве Рош-Ходеш, тогда, независимо от того, один ли день длится Рош-Ходеш или два, если он уже произнес: «…благословен Ты, Г-сподь», и упомянул Имя Б-га, не должен никуда возвращаться, а должен завершить благословение словами: «…возвращающий Свое Присутствие в Сион» и читать молитву до конца. И причина этого в том, что в прежние времена не освящали новый месяц ночью.

11. Если в Рош-Ходеш или Холь-а-Моэд молящийся утреннюю «Шмонэ Эсрэ» забыл «Яале ве-Яво», то, даже если он не вспомнил об этом, пока не помолился Мусаф (а в Мусафе он уже упомянул темы Рош-Ходеш или Холь-а-Моэд), тем не менее он должен снова молиться «Шмонэ Эсрэ» утренней молитвы11. А если время утренней молитвы уже прошло, он может «восполнить» пропущенную утреннюю молитву во время молитвы Минха (как разъясняется ниже, глава 21, параграф 4. И еще см. ниже, глава 20, параграф 10).

12. Всегда, когда человек должен молиться еще раз, он должен перед началом молитвы подождать столько времени, сколько нужно на прохождение четырех ама.

13. Хазан, ошибившийся во время молитвы шепотом, не должен молиться еще раз, чтобы не утруждать общину (ожиданием), а выполняет свою обязанность правильно молиться с помощью той молитвы, которую будет читать громко (и поэтому после завершения повторения «Шмонэ Эсрэ» он должен добавить «Завершение молитвы» («Б-г мой! Убереги…») и в конце отступить на три шага). Но, если он ошибся в первых трех благословениях и вспомнил до того, как закончил молитву, так что, если он вернется к началу, не заставит общину ждать лишнее время — пусть вернется к началу12.

14. В день поста, как общественного, так и индивидуального, в молитве Минха в шестнадцатом благословении «Услышь голос наш…» добавляют отрывок «Ответь нам…». И, дойдя до слов: «…всегда, когда приходят бедствия и страдания», следует продолжить: «Ибо Ты милосердно внемлешь…». А если молящийся забыл произнести «Ответь нам…», то, если он не спохватился, пока не произнес Имя Б-га в благословении: «…внемлющий молитве», он не должен теперь возвращаться и произносить эту вставку; но, когда он закончит всю свою молитву и произнесет отрывок: «Б-г мой! Убереги…», то, прежде чем сделать три шага назад13, произнесет «Ответь нам…» до слов: «…всегда, когда приходят бедствия и страдания», и продолжит стихом: «Да будут угодны…». А если он не вспомнил про эту вставку, пока не оторвал ноги от пола, больше уже не произносит ее.


1 Если он вспомнил и произнес эту вставку после слов: «И верен Ты Своему обещанию…», после этого должен сказать снова: «И верен Ты…».

2 По мнению МБ: если он завершил благословение, но не начал еще произносить: «Ты свят…», пусть скажет в этом месте: «Посылающий ветер…» (и дальше начнет: «Ты свят…»); а если не завершил благословения, а только сказал: «Благословен Ты, Г-сподь» — пусть завершит словами: «…научи меня своим правилам», а после этого вернется к словам: «Посылающий ветер…» и будет читать подряд. (И таков же закон в параграфе 10 ниже).

3 А в вечерней молитве Шаббата непонятно, следует ли возвращаться (БГ).

4 Или если он ошибся и сказал только: «Дарующий росу».

5 А по мнению а-Гра, возвращается к началу молитвы (БГ).

6 Если он сказал только «Благословен Ты, Г-сподь» — см. МБ.

7 А по мнению МБ, произносит эту вставку в шестнадцатом благословении.

8 второй раз

9 По мнению МБ, для вставки «Посылающий ветер…» достаточно девяноста молитв, включая Мусафы (и всего получается менее тридцати дней); а для вставки «Росу и дождь…» достаточно тридцати дней (несмотря на то, что за эти тридцать дней эта вставка произносится меньше девяноста раз из-за выпадающих на эти девяносто дней Шаббатов, в которые эта вставка не произносится).

10 Мнение МБ см. выше, примечание 2.

11 А некоторые пишут, что, молясь второй раз, он должен условиться, что если он не обязан молиться еще раз, пусть эта молитва будет засчитана ему как добровольная.

12 Некоторые говорят, что не нужно, и полагающийся на это мнение ничего не потерял.

13 А если вспомнил раньше, то произносит до стиха: «Да будут угодны…» (и см. МБ).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.