Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Цель творения, Награда и наказание, Тора и наука, Свобода выбора, Эволюция, Атеизм, Элиэзер Гервиц
Подобные вопросы волновали многих искренних и думающих людей. Трудно осознать, как справедливый Б-г может допустить несчастья, особенно если они обрушиваются на головы хороших людей, как события, контролируемые Б-гом, могут иногда выглядеть столь нечестными и несправедливыми. Как это Он позволил такие ужасы, как Крестовые походы и Катастрофа. Люди не находят удовлетворительных ответов на эти вопросы, поэтому они вообще начинают сомневаться в существовании Б-га.
Давайте подумаем, почему существующие многочисленные объяснения не убеждают сомневающихся. o Это происходит потому, что действия Б-га не могут быть полностью поняты людьми. У Б-га есть собственный план относительно человечества, в детали которого мы не посвящены. И хотя мы не можем осознать логически обусловленной причины каждого явления — хорошего или плохого, это еще не означает, что такой причины не существует. Человеку просто не дано предвидеть или всесторонне осмыслить происходящее с ним.
Особенно показательны случаи триумфа или трагедии. Мы предполагаем, что если некто становится богатым или получает работу, это награда; в то время как если человек беднее или заболевает, это наказание. Почему же награды не достаются исключительно соблюдающим мицвот, а наказания — исключительно тем, кто живет без веры? С человеческой точки зрения именно так и должно быть. Б-г, однако, имеет совершенно иную перспективу. То, что воспринимается человеком как награда, по прошествии времени может не оказаться таковой. То же касается и наказания. Трагедия одного поколения может для другого обернуться триумфом. Например, декрет Ахашвероша против евреев на первый взгляд показался им бедствием, но это заставило их молить Б-га о помощи, что, в свою очередь, привело к чудесному спасению. В ретроспективе несчастье сплотило евреев и оказалось подлинным благословением. Поэтому, если кажется, что катастрофа поражает евреев в то время, когда они полагают, что не заслужили этого, мы не должны сомневаться: трагедия является частью далеко идущего Б-жественного замысла и, в конце концов, обернется благодеянием. История похожа на штрих-пунктирную линию, и когда ее рассматривают вблизи, не имеет очевидного смысла, но на расстоянии представляет законченную логическую картину.
То же происходит и в жизни отдельных людей. Человек способен ошибаться, рассуждая о награде и наказании. Деньги могут показаться величайшей наградой. Конечно, они помогают человеку жить с большим комфортом. Однако, в конце концов, они могут оказаться и проклятьем: спровоцировать воров, посеять зависть, ввергнуть в грех. Слава, которая кажется столь желанной, может вознести личность. Однако ее оборотной стороной могут быть потеря покоя, уединенности, психологические стрессы и глубокие несчастья. Говард Хьюз, Мэрелин Монро, Элвис Пресли и другие, достигшие вершин славы и богатства, ушли из жизни сломленными и несчастными. Не достигшие такой популярности закончили свою жизнь более счастливо, т. е. были богаче, хотя не всегда так думали.
Кроме того, некоторые награды и наказания не видимы человеку в этом мире. Согласно еврейской традиции наш мир это только ступенька, ведущая к будущему миру (Олам Аба), где праведники и грешники получат по заслугам. В этом мире праведники иногда получают наказание за отдельные грехи, а грешники радуются небольшим вознаграждениям за малую толику хороших дел, но каждый получит полную меру за все свои деяния в Мире Грядущем.
Боль, болезни и страдания тоже не всегда означают наказание. Рассмотрим случай, когда некто не способен чувствовать боль. Это может показаться благословением, однако такой человек никогда не узнает, что опасно, а что нет, решит, что можно сунуть руку в огонь, и в результате потеряет руку. Боль — существенное звено в процессе познания, т. к. она указывает человеку, чего следует избегать. Иногда даже страдание полезно, причем не только как наказание для тех, кто его заслужи-вает, но и как способ заставить человека ценить жизнь без страдания. Заболевшие или получившие увечье раньше воспринимали здоровье как нечто само собой разумеющееся. Только теперь они начинают ценить дар Б-га, который прежде воспринимали как должное.
Не следует забывать, что никто никогда не может быть уверен в своей праведности и требовать поощрения. Судит только Б-г, а не человек. Иногда те, кто кажутся нам хорошими людьми, руководствуются нечистыми побуждениями или неверными целями. Только Б-г знает, кто чего в действительности заслуживает. От людей, предрасположенных к хорошим поступкам, т. е. воспитанных с любовью и заботой, ждут большего. Если они грешат, их могут наказать более сурово, чем других людей. Моше Рабейну совершил, казалось бы, лишь один проступок, ударив посохом о скалу, вместо того чтобы добыть воду словом. Однако он был жестоко наказан за это: его мечта войти в Святую Землю не сбылась. Наконец, следует подчеркнуть, что человек обладает сво-бодой воли. В контексте нашей темы это положение имеет двойной смысл. Во-первых, если бы наказание и награда следовали незамедлительно, человек потерял бы свободу воли. Он был бы подобен подопытному животному, которое заставляют поступать определенным образом, поощряя и наказывая. Если бы сразу после надевания тфилин человек получал сто долларов, выполнение мицвы потеряло бы свое значение. Человек надевал бы тфилин не потому, что он действительно хочет служить Б-гу, но ради денег. Подобно тому, если бы у человека случался сердечный приступ каждый раз, когда он совершал грех, он бы прекратил грешить, но не из страха перед Б-гом, а из боязни сердечного приступа. Человек превратился бы в животное с условными рефлексами, действующее, скорее, как робот, а не как свободное человеческое существо. А это совсем не то, что имел в виду Всемогущий, создавая человека. Следовательно, наказание и награда не могут быть автоматическими.
Свобода воли означает также, что человек волен сделать других счастливыми или заставить их страдать. Войны и пытки — не естественные явления, их изобрели люди. Человек может улучшить этот мир и уменьшить страдание в нем, однако слишком часто он использует свободу воли, чтобы причинять вред. Для нас очевидно, что всемогущий Б-г не навлекает напасти на человека или целый народ без причины. Человек не всегда способен осознать Б-жественные резоны, не в состоянии предвидеть течение исторических событий и узнать, что случится в Олам Аба, и, соответственно, оценить происходящее. Все это находится в компетенции Б-га. Быть может, когда-нибудь Он откроет человеку тайну Своего Провидения. А до тех пор человеку подобает верить, что все дела Ашема справедливы, даже если это не очевидно в настоящий момент. Что бы ни происходило, Б-г остается совершенным. Таково определение Б-га.
Резюме первой части
В первой части этой книги мы рассуждали о Б-ге и Его путях.
Мы отметили, что человек со своим конечным разумом не в состоянии полностью познать безграничную и всеобъемлющую Б-жественную сущность. Мы рассмотрели проявления Творца в природе, в строении мира и его обитателей. Это привело нас к заключению, что Б-г несомненно существует. Никто другой не смог бы создать мир из ничего, никто другой не смог бы заставить его действовать так эффективно, и никто другой не был бы способен создать такое сложное творение, как человек. Мы обратились к эволюционной теории и нашли, что она обладает целым рядом неустранимых пороков. Она не объясняет происхождение первичной материи и не может объяснить удивительную гармонию в природе. Тот факт, что всему живому внутренне присуща борьба за существование, подчеркивает значимость жизни — важной детали Б-жественного плана Творения.
Несмотря на очевидность существования Б-га, Он не хочет являть Свое присутствие более заметным явным образом, чтобы сохранить свободу воли в человеке, которая отличает человека от животного. Возможно, именно поэтому на наших глазах не происходят явные чудеса, и награда и наказание не следуют за поступками автоматически. Тем не менее истинным последователям веры события и черты современного мира дают массу доказательств того, что Б-г все еще проявляет заботу о мире и управляет им. Эти люди верят в Б-га, руководствуясь свободным выбором, а не привычкой или угрызениями совести. Именно этого и хочет Б-г. Сделанные выводы порождают новые вопросы. Какова цель Б-га в создании мира? Каков Б-жественный план для человечества? Какая роль отведена евреям в этом плане?
Все это приводит нас к мыслям о евреях. Этот народ называется Б-гоизбранным. Но что они собой представляют и в чем смысл их избрания? Что такое их Тора и какова их миссия в жизни?
Эти вопросы мы рассмотрим в следующей главе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»