Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Скромность, Раби Шломо Ганцфрид, Скромность в поведении, Скромность в одежде
1. Сказано в Торе: «И ходи скромно с твоим Б-гом», — следовательно, обязан человек быть скромным, что бы он ни делал. Поэтому, снимая или надевая халат или другую нижнюю одежду, следует очень тщательно следить за тем, чтобы не обнажать тела, а снимать или надевать ее лежа, прикрывшись одеялом. И пусть человек не говорит себе: «Вот я нахожусь в самой дальней комнате и в темноте — кто меня увидит?» — поскольку Святой, благословен Он, таков, что Его Слава наполняет всю землю, и тьма как свет перед Ним, да будет благословенно Его имя.
2. Не следуют обычаям неевреев и не стараются походить на них, ни в одежде, ни в прическе, ни в других такого рода вещах, как сказано в Писании: «И не ходите по обычаям народа…» И сказано: «…по их обычаям не ходите». И сказано: «Остерегайся, чтобы не споткнуться, идя за ними». Пусть не надевает человек одежду, которой среди неевреев принято гордиться, то есть одежду важных чиновников. И в качестве примера можно привести высказывание Талмуда, по которому запрещается уподобляться им даже ремнями сандалий: то есть, если они завязывают ремни одним образом, евреи должны завязывать другим, или если у них в обычае делать ремни сандалий красными, у евреев они должны быть черными: поскольку черный цвет указывает на скромность и приниженность, запрещено евреям менять его. И из этого пусть всякий сделает свои выводы соответственно своему месту и времени: если есть какая-то одежда, которую выбирают неевреи из-за того, что она указывает на гордыню и развращенность, пусть евреи не делают этого, а, напротив, пусть их одежда указывает на смирение и скромность. И это же сказано в сборнике Мидрашей Сифрей: «Пусть не говорит человек: раз они ходят в пурпуре, я тоже буду ходить в пурпуре; раз они носят меч, я тоже буду носить меч». Все это — проявления гордыни, и не таков удел Яакова, а удел его — быть скромными, а не брать пример с гордецов. И также все, что стало у неевреев принятым и обычным, если есть хоть какие-то основания опасаться, что это хоть как-то связано с поклонением идолам, запрещено евреям перенимать. И также не должен человек брить голову или отращивать волосы, как они, а должен отличаться от них одеждой, разговором и другими внешними признаками, как он отличается от них своей философией и взглядом на мир, как сказано: «И отделю Я вас от народов».
3. Не следует носить дорогую одежду, чтобы не возгордиться. С другой стороны, недопустимо, чтобы одежда еврея была убогой или грязной, так как это позорит его в глазах окружающих, но пусть будет его одежда чистой и опрятной. И обязан человек продать даже свой дом, но купить себе обувь.
4. Мы знаем, что в Торе правая сторона более важна, чем левая, при принесении жертв, при смазывании кровью и маслом больших пальцев рук и ног (это делали, готовя коhенов к служению в Мишкане и при исцелении прокаженных) и при выполнении обряда халица. Поэтому, одеваясь и раздеваясь, мы тоже должны подчеркивать превосходство правой стороны над левой, то есть начинать одеваться с правой руки или правой ноги, а раздеваться — сначала с левой руки или левой ноги (чтобы правая сторона дольше оставалась в одежде).
Во всем же, что касается завязывания узлов, левая сторона, наоборот, имеет преимущество перед правой, поскольку именно на левой руке завязывают ремень тфиллин. Поэтому завязывание следует начинать с левой стороны. Так, надевая ботинки со шнурками, следует надеть сначала правый ботинок, но не завязывать шнурки, затем надеть левый ботинок и завязать шнурок, а затем уже завязать шнурок на правом ботинке. И то же самое относится ко всякой другой одежде1.
5. Не следует надевать или снимать одновременно два предмета одежды, поскольку это плохо влияет на память.
6. Запрещается проходить 4 ама с непокрытой головой. С непокрытой головой запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью Вс-вышнего2. Даже маленьких мальчиков следует приучать покрывать голову, чтобы в них возник трепет перед Небесами.
В Талмуде рассказывается такая история про рабби Нахмана бар Ицхака. Когда он родился, астрологи сказали его матери: «Твой сын станет вором. (Чтобы избежать этого), не позволяй ему ходить с непокрытой головой». И она говорила ему: «Покрывай голову, чтобы всегда чувствовать страх перед Вс-вышним, и молись, чтобы он не дал злому началу власти над тобой!» («Шаббат», 156б).
7. Запрещено ходить3 выпрямившись, с гордо поднятой головой, как сказано о развратных женщинах: «И ходили с гордо поднятыми головами». И не следует слишком сильно склонять голову, но именно средне, чтобы идущий видел то, что перед ним, и видел также движение своих ног. По походке человека также видно, мудрец он или же глупец. Так сказал царь Шломо в своей мудрости: «И также в пути, которым идет глупец, разума ему недостает, и говорит он всем, что глупец он», — то есть он сам сообщает про себя всем, что он глупец.
8. Следует следить, чтобы мужчина не шел между двумя женщинами, между двумя собаками или двумя свиньями. И также двое мужчин не должны допускать, чтобы между ними шла женщина, собака или свинья.
1 А по мнению МБ, требование завязывать сначала левую сторону относится только к ботинкам.
2 В наше время запрещено пройти даже меньше, чем 4 ама, и даже сидя дома.
3 и даже стоять.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?