Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Еврей, Элиэзер Гервиц, Единство еврейского народа
Еврей — представитель народа, судьба которого не имеет аналогов в мировой истории. Евреи не похожи ни на одну из наций, народностей, ни на одно из религиозных сообществ.
С точки зрения закона стать евреем можно двумя способами:
1) Быть рожденным еврейской матерью.
2) Пройти гиюр в соответствии с алахой.
Следует заметить, что переход в иудаизм это не простой одноступенчатый процесс. Раввины, прежде чем начать процесс обращения, должны удостовериться, что потенциальный прозелит искренен в своем желании стать полноправным евреем и не руководствуется переменчивыми минутными побуждениями. Желающему обратиться дают понять, что многие из требований к соблюдающему заповеди еврею непросты и за их несоблюдение полагается суровое наказание. Если это его не пугает, компетентные люди учат его предписаниям иудаизма. Учеба занимает определенное, не такое уж малое время. Завершает процесс погружение в микву (мужчинам перед этим делают обрезание). Этот процесс весьма далек от агрессивных миссионерских кампаний, распространенных в некоторых других религиях.
Простые юридические определения, однако, не могут дать полного портрета всепроникающей сущности иудаизма. Для того чтобы по-настоящему стать частью еврейского народа, следует принять все еврейское наследие, изучать еврейскую традицию и полностью признать еврейскую веру. Только тот, кто всем сердцем принимает свое еврейство и выполняет предписания Закона, действительно может понять, что означает быть евреем. Что же тогда есть иудаизм? Национальность? Да, евреям свойственно чувство приверженности своему народу, своей исторической родине (Эрец Исраэль) и национальному языку (ивриту), но евреи оставались евреями, живя среди многих других народов и не имея своего суверенного государства. Они разговаривали на разных языках (особенно на идиш и ладино), но, являясь составляющей других культур, сохраняли еврейскую сущность. Поэтому невозможно ограничить иудаизм определением «национальности».
А может быть, это религия? Конечно, евреи молятся Б-гу и совершают религиозные обряды. Но термин «религия» также ограничивает иудаизм и не полностью отражает его культурное и социальное воздействие на мир.
Некоторые могут назвать иудаизм этическим движением, т. к. он помогает руководить человеческим поведением или культурой, имея в виду его вклад в изобразительное искусство, музыку и литературу, или философией, т. к. он дает человеку основы мировоззрения. Другие же относят евреев к этнической группе, т. к. они имеют определенные выраженные черты и держатся вместе.
Определения очерчивают границы, но, в конце концов, вопрос, что такое иудаизм и что такое еврей, остается. Действительно, все перечисленное — правда, но целое всегда больше суммы своих частей.
Как те, кто принял на себя большое обязательство, евреи знают, что быть евреем означает иметь твердую личностную идентификацию, пожизненное членство в особой группе, уникальное ощущение духовности и ясное представление о цели жизни. В сущности, уникальность евреев состоит в том, что они являются избранным народом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»