Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Тора и наука, Чудеса, Элиэзер Гервиц, Доказательство
Даже если мы согласны с тем, что Б-г сотворил мир, откуда мы знаем, что Он все еще управляет им?
А если это так, то почему Он не подтверждает Свое присутствие, например, чудом?
Признав, что Б-г сотворил мир с определенной целью, бессмысленно предполагать, что Он прекратил все контакты с ним, т. к. в этом случае акт Творения был бы не чем иным, как простой прихотью.
Начало книги Берешит подчеркивает заинтересованность Ашема в том, чтобы мир был максимально совершенным: «И увидел Б-г, что это хорошо». Неужто Всемогущий приложил столько усилий, создавая мир, чтобы покинуть его?
Тора свидетельствует, что Ашем не покинул наш мир. Множество чудес: рассечение Красного моря, Десять египетских казней, дарование Торы на горе Синай, — подтверждают участие Б-га в земных делах. Тора рассказывает также и о многочисленных встречах избранников (Авраам, Ицхак, Яаков, Моше и др.) с Б-гом, о Б-жест венном в святом Мишкане (Скинии), а позже — в Бейт Амикдаше (Святом Храме).
Возможны вопросы, почему Б-г не занимает столь же активной позиции в современных земных делах? Почему в наше время нет подобных очевидных чудес, как во времена Моше Рабейну или Иеошуа? Почему Он не делает свое присутствие более очевидным?
Данная нам Б-гом логика приводит к заключению, что частое явление чудес помешало бы планам Ашема. Одно из основных испытаний для человека это принятие решения, верить или не верить в Б-га. Тот, кто выбирает веру, вместе с тем принимает и Его заветы морали и милосердия; тот, кто не верит в Б-га, отвергает их. Этот выбор, как мы видим, оказывает огромное влияние на все человеческое поведение.
Такое решение не должно быть вынужденным. Оно должно опираться на свободу человеческой воли, в этом его истинная ценность.
Б-г не желает заставлять человека верить, Его не устраивает следование слепым инстинктам, неспособность к независимым решениям. Неслучайно Он сотворил человека по Своему образу и подобию, даровав тому свободу воли. Может быть, это также помогает объяснить, почему Ашем не раскрывает Себя более явным образом в современном мире. Если бы чудеса стали банальностью и Б-жественное присутствие — неоспоримым, у человека не оставалось бы другого выбора, кроме признания Б-жественного управления миром. В давние времена, когда мир утратил саму идею Б-га, чудеса были необходимы, в первую очередь, для того, чтобы евреи захотели принять Его власть. С достижением этой цели Б-г позволял чувствовать Свое присутствие не так явно, давая, однако, достаточно доказательств, чтобы удовлетворить истинных своих приверженцев.
Что же это за признаки Б-жественного присутствия? История помогает постичь некоторые из них. Например, кое-кто может заявить, что события Пурима — результат действий человека, а не Б-га. Тем не менее последовательность событий: казнь Вашти, выбор еврейки Эстер в качестве царицы, раскрытие Мордехаем покушения на Ахашвероша, окончательное падение Амана и возвеличивание Мордехая — слишком упорядоченна, чтобы быть простой цепью совпадений. Евреи молили Б-га о помощи, и — невероятно! — они увидели своего врага поверженным, а своего защитника — занявшим почетнейший пост. Море не отступило и земля не разверзлась — Б-г действовал в контексте естественных событий, но тем не менее Его спасительная десница была видна всем, кто хотел ее увидеть.
Подобные скрытые чудеса — нисим нистарим — повторялись неоднократно. Мы видим евреев, неожиданно спасшихся от врагов (так атакующие армии Санхерива были внезапно охвачены болезнью и должны были отступить от Иерусалима), и, напротив, евреев, наказанных за беспричинную вражду, которая привела к разрушению Второго Храма. Величайшим из чудес можно считать факт существования евреев сегодня. По всем историческим законам малочисленный преследуемый и зачастую бездомный еврейский народ должен был исчезнуть с исторической сцены много веков назад. Однако он не только выжил, но остался в центре внимания всего мира. В наши дни события на Ближнем Востоке оказывают влияние на течение мировых событий, а еще несколько лет назад проблемы евреев Советского Союза сказывались на взаимоотношениях Запада и Востока.
Сегодня евреи во многих странах современного мира живут, все еще следуя вере своих праотцев. Если бы не защита Б-га, как бы они выжили после стольких веков преследований? Единственным ответом на это является то, что Б-г, должно быть, активно их защищает. Следовательно, Он не может быть не вовлечен в дела нашего мира.
Подобно тому как присутствие Б-га прозревается на уровне нации, оно ощущается и на уровне личности. Существует огромное количество людей, которые свой индивидуальный жизненный опыт расценивают как «сверхъестественный». Случаи спасения вопреки всем злоключениям или любая неожиданная награда могут рассматриваться как деяние Б-га. Такие примеры мы называем ашгаха пратит или Б-жественным вмешательством в жизнь человека. Что же такое «счастливый случай» как не ашгаха пратит?
На ежедневные чудеса природы мы, в силу привычки, не обращаем никакого внимания. Такие явления, как восход солнца, смена времен года, деторождение действительно экстраординарны. Те, кто всерьез задумается над этими процессами, придут к заключению, что они обусловлены Высшим Существом и что без Его постоянного руководства они не могли бы продолжать свое существование. Даже самый эффективный завод прекратит работу, если его надолго оставить без управления.
Так история, природа и даже жизнь каждого из нас позволяют понять, что Ашем столь же вовлечен в дела современного нам мира, как и прежде. На этом основании Б-г и призывает нас построить свою Веру.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?