Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, связанные с ритуальной нечистотой для священников.

76-я заповедь – запрещение коэну нести храмовую службу в день, когда он очистился в микве от ритуальной нечистоты, до тех пор, пока не зайдет солнце. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о коэнах: “...И да не оскверняют Имени своего Б-га” (там же 21:6).

Преступивший этот запрет – т.е. коэн, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты, – подлежит смерти “от руки Небес”. В Торе нет стиха, прямо говорящего об этом, но мы знаем об этом из устной традиции. В 9-ой главе трактата Санхедрин (83б) объяснено, что Его речение “...И да не оскверняют Имени своего Б-га” относится именно к коэну, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты. И там же разъясняется, что этот запрет входит в число тех, за нарушение которых следует смерть “от руки Небес”. 

 

 

77-я заповедь – запрещение заходить в Мишкан (Скинию) в состоянии ритуальной нечистоты, а в последующих поколениях – заходить в состоянии ритуальной нечистоты в Храм, на всю его территорию, начиная от ворот Никанора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Пусть не оскверняют они своих станов, среди которых Я обитаю” (Бемидбар 5:3), – т.е. пусть не оскверняют “стана Шехины”.

В трактате Макот (14б) сказано: “В Торе содержится запрет ритуально нечистому человеку заходить в Храм, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание – “...Мишкан Ашема оскверняет он, и отсечена будет эта душа от народа Израиля” (Бемидбар 19:13); запрет – “...Пусть не оскверняют они своих станов...”.

И еще в Мехильте написано: “Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого” (там же 5:2) – это заповедь “Делай”. А в каком речении выражена заповедь “Не делай”? Ашем сказал: “...Пусть не оскверняют они своих станов...”.

Этот запрет повторен в Торе и в иных выражениях. Вот Его речение о женщине, родившей мальчика: “...Тридцать три дня... не должна она прикасаться ни к чему священному и входить в Святилище...” (Ваикра 12:4).

В Сифре разъясняется: “Из того, что сказано: “Ограждайте же сынов Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли в своей нечистоте, оскверняя Мой Мишкан, который находится среди них” (там же 15:31), – можно было бы заключить, что речь идет об осквернении не только изнутри, но и снаружи”, – т.е. можно было бы подумать, что “отсечением души” карается также тот, кто в состоянии ритуальной нечистоты прикоснулся к Святилищу только с внешней стороны – “поэтому-то Тора и уточняет в отношении роженицы: “...в Святилище не входить” (т.е. внутрь Святилища)”. И там же разъяснено, что в этом отношении закон обо всех прочих видах ритуальной нечистоты аналогичен закону о роженице.

И еще в Сифре (Ахарей) разъяснено Его речение “Если же не вымоет одежд и тела своего не омоет, то понесет свой грех” (Ваикра 17:16): “Что значит “понесет свой грех”? Если он войдет в Храм, не омыв свое тело от ритуальной нечистоты, то карается каретом (отсечением души), а если он не омоет свои одежды, то карается бичеванием. А откуда мы знаем, что речь идет именно об осквернении Святилища? Потому что в Торе содержится запрет и сообщено наказание за его нарушение...и т.д.”

Итак, ясно, что умышленно нарушивший этот запрет карается “отсечением души”. А неумышленно нарушивший запрет приносит жертву, зависящую от материального достатка жертвователя, как мы уже разъяснили в комментарии к 72-ой заповеди “Делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Швуот, а также в трактатах Орайот (9а), Критот (2а) и в нескольких местах трактата Зевахим.

 

 

78-я заповедь – запрещение заходить в состоянии ритуальной нечистоты в лагерь левитов, которому в последующих поколениях соответствует территория Храмовой горы, как разъяснено в начале трактата Келим (1:8). И там поясняется, что запрет подниматься на Храмовую гору в состоянии ритуальной нечистоты содержится в Его речении о человеке, ставшем ритуально нечистым в результате ночного семяизвержения: “Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан и не входит в стан” (Дварим 23:11).

В трактате Песахим (68а) сказано: “Пусть он выйдет за стан...” – это стан Шехины (как мы разъясняли в комментарии на 31-ю предписывающую заповедь), а “...и не входит в стан” – это стан левитов. Спрашивает Равина: “Может быть, и в том и в другом случае речь идет о стане Шехины, просто первое выражение – заповедь “Делай”, а второе – “Не делай”?”. И возражают ему: “Если так, то Тора бы сказала: “Пусть он выйдет за стан и не входит в него”. Зачем же еще раз приведено слово “стан”? Чтобы сказать, что в запрете речь идет о другом стане – стане левитов”, т.е. и в этот стан запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.

А в Сифри сказано: “...И не входит в стан” – это заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Келим (1:8) и в нашем комментарии на этот трактат. 

 

 

79-я заповедь – запрещение возводить жертвенник из камней, обработанных металлическими инструментами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не возводи его из тесанных камней, ибо поднимая на них свой резец, ты их оскверняешь” (Шмот 20:22). И если жертвенник возведен из обтесанных с помощью металлического резца камней, он непригоден для служения и на нем нельзя приносить жертвы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Мидот (в 4-ой мишне).  

 

 

 

Восьмидесятая заповедь – запрещение подниматься на жертвенник по ступеням, т.е. большими шагами, размашисто поднимая одну ногу выше другой. Но следует подниматься на жертвенник медленными, маленькими шажками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не всходи по ступеням на Мой жертвенник, дабы не открылась твоя нагота на нем” (Шмот 20:23).

И сказано в Мехильте (Итро): “Что имеет в виду Тора, говоря: “...дабы не открылась твоя нагота на нем” (ведь, в буквальном смысле, нагота не открывается, поскольку написано: “И сделай им льняные штаны, чтобы покрывать наготу тела”)? Поднимаясь на жертвенник, не делай размашистых больших шагов, но ступай медленно”. И в 3-ей главе трактата Мидот (1-я мишна) разъясняется, каким должен быть пандус для подъема на жертвенник и как он возводится.

Коэн, поднимающийся на жертвенник размашистыми большими шагами, карается бичеванием.     

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.