Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Доди ли (возлюбленный мой мне) — в нисане, веани ледоди (и я возлюбленному моему) — в тишрее

Во второй главе Песни песней слова Доди ли отражают Его отношение к нам — бни бхори. Он избрал Израиль с любовью из всех народов, как сына, первенца, поэтому веани ло — «и я к нему», «и я возлюбленному моему». У ани, «я», Общины Израиля есть смысл. Евреи не как другие народы, которые блуждают по свету, сами не зная зачем, будто по ошибке. Каждый еврей, всякое «я» значимо, ибо доди ли.

В шестой главе Песни песней порядок слов противоположный — ани ледоди ведоди ли. Ибо здесь отношение начинает «я», Народ Израиля, еврей, поэтому Он выбирает меня.

С чего же все начинается? С Народа Израиля в состоянии доди ли — с того, что Он избрал нас? Или наоборот, мы Его ищем, открываем и избираем, и лишь потом наступает стадия «мой возлюбленный мне»?

Эти два понимания и два стиха отражаютсят в споре раби Йегошуа и раби Элиэзера о том, когда создан мир — в месяце тишрей или в нисане (Рош ашана 27а). Тосафот комментирует, что и то и другое — слова Б-га живого (истина).

Наша связь с Творцом мира основана и на тишрее и на нисане, вопрос, что сначала — Рош ашана (Новый год, Судный день, тишрей) или Песах — в нисане. Удостаиваемся мы Рош ашана в тишрее благодаря нисану (Исходу из Египта) или освобождение Песаха приходит в результате Рош ашана[1].

Фраза «Это возлюбленный мой и это мой друг» (как и вся Шир аширим) имеет в виду Песах. Творец избрал нас и освободил из Египта со знамениями и чудесами, чтобы «увидела рабыня на море то, чего не видел в пророчестве Йехезкель бен Бузи»[2] (мидраш Ялкут Шимони, Бешалах). Каждый ани в Народе Израиля, и даже самый меньшие среди них (как рабы) нашел себя. Творец обнял и поцеловал каждого из Израиля с любовью, и нельзя было не заметить Присутствия Творца. Это состояние «возлюбленный мне» было в Песах.

В Рош ашана осуществляется ани ледоди ведоди ли. Основа Судного дня — «возвестили перед царствами, чтобы поставили Его над собой царем» (Рош ашана 16а). Творец как бы просит нас, умоляет, чтобы мы покорились и сделали Его царем, ибо «нет царя без народа»! Есть комментарий Гаона из Вильно к словам Теилим ки леАшем амелуха умошель багоим — «ибо Б-гу царство и правление над народами»: для гоим — народов — Он мошель, правящий силой, и только для Своего народа — Царь, ибо лишь мы можем сделать Его царем.

Это наша задача в Рош ашана! Если один из нас не сделает Его царем, Ему как бы не хватает в царстве одного ани, и Он не может стать царем над всей землей, как пророчествует Зхарья (14:9): «И будет Ашем царем над всей землей, в тот день будет Ашем один и Имя Его одно»[3]. Я один с Ним! Я поставил Его над собой, сделал царем, полностью устранив эго!

Передавали от имени автора Имрей эмет, что до 13 лет он, говоря в Шма слово эхад (Б-г один), просто имел в виду, что Он один, и нет двух. И лишь в сорок лет понял кавану (медитацию и смысл) слова эхад: Он один и я — один — мы одно с Ним! Это двекут, прилепление к Творцу до месирут нефеш — готовности пожертвовать собой.

Порядок такой: в Песах — доди ли. А при исходе из Египта и пересечении моря каждый из нас удостоился обрести свое «я». Творец создал нас и вдохнул душу, часть Себя. Благодаря этому мы можем воцарить Его снова.

Какое достоинство! Сам Творец просит нас, чтобы мы сделали Его царем, и этого мы удостоились благодаря доди ли. Когда мы вышли из Египта, Творец вдохнул в нас эту душу, нешаму. Она дает нам возможность каждый вечер Роша ашана воздать Ему за доди ли словами ани ледоди — умаляя себя перед Его царством.

Но народы не выходили из Египта и не удостоились доди ли. Поэтому даже если захотят приблизиться к Творцу, максимум могут сделать Его мошель — правителем, но не царем!

Связь доди ли возникла не при Исходе, а за четыреста лет до этого у Авраама авину, который искал Творца и начал раскрытие своего я — путь ани ледоди.

Благодаря его ани ледоди Творец обещал праотцу Аврааму, что он и его потомки удостоятся доди ли — чудесных событий при Исходе в Песах. Весь народ, мы все за его заслугу удостоились доди ли веани ло, а в элул и Рош ашана должны проявить единство, источник и корень которого эти слова.

В эту пору суть нашего служения — в ани ледоди. Сколько бы лет ни прошло от Исхода и получения Торы на Синае, мы должны делать Его царем над всей землей.


[1] Единство обоих событий отражает кидуш, благословение Творца над бокалом вина в Шабат — Г.С.

[2] Высочайшее видение пророка о Божественной колеснице (маасе меркава) приоткрывает посвященным устройство мира — Г.С.

[3] Эти слова завершают наши молитвы три раза в день — Г.С.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?