Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Избранность, Служение, Первенец, Связь с Творцом, Эзриэль Таубер
Есть и другие законы о свитке Торы, которые помогают понять святость Израиля. Тора должна быть святая, и для этого Галаха требует, чтобы при выделке пергамента и покрытии мелом для письма, работник сказал: «Вот я выделываю эту кожу ради святости Письменной Торы». Но если начал выделку ради тфилин или мезузы, а потом решил для Сефер Торы — хотя никто об этом не узнает — свиток будет не кошерным! Почему? — Недостаток в мысли — ее кожу делали, думая о меньшей святости (Шулхан арух, Йорэ деа, 271).
И софер, когда пишет Тору, должен сказать: «Вот я пишу ради святости Торы». А если скажет «ради тфилин» или «мезузы», а потом напишет на клафе (пергаменте) часть Торы, весь свиток будет пасуль (негоден) (там же, 274).
Мы видим, что при подготовке Торы, выделке кожи для нее и письме на ней, все должно быть проникнуто мыслью о святости Торы. Отсутствие этой мысли повреждает Тору[1].
Святость Народа Израиля. Каждый еврей как буква из Торы, душа, из которой распространяется святость всего Израиля. В Талмуде (Сангедрин 97б) сказано: «Исраэль освобождают только при тшуве» — каждый должен вернуться и найти свое место. «Нет человека, у которого нет своего часа, и вещи, у которой нет своего места». На человека возложено найти свое, соответствующее ему место.
В начале пути, когда еврей только приступает к «выделке кожи» — работе над собой, чтобы отделиться от народов мира с «материальной, животной кожей», он должен знать, что готовится к тому, что «вы будете Мне царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6). Цель его — двекут, теснейшая связь с Творцом, в аспекте «мир создан для меня».
Хотя это очень далеко от человека в начале пути, как для народа Израиля при выходе из Египта.
Моше-рабейну понимал цель Исхода, ибо Творец сказал ему: «При выводе народа из Египта, они будут служить Творцу на этой горе» (Шмот, 3:12)[2]. Для каждого еврея Он определил особую задачу — стоять перед горой и слушать, как именно ему Он говорит: «Я Г-сподь, твой Б-г». Но до того как Моше сказал им готовиться к выходу, евреи за двести десять лет рабства в Египте опустились на сорок девять ступеней нечистоты. Они были очень далеки от цели, совершенства, необходимого для получения Торы, и от них требовалась большая всесторонняя подготовка. Чтобы освободиться от рабства, они должны были только захотеть выйти — даже не зная, зачем. Надо начать подготовку с твердым и горячим желанием достичь цели — и когда мы начнем, с Б-жьей помощью можно достичь вершины.
И сегодня каждый еврей должен знать — ему предстоит воскрешение из мертвых, уединение с Творцом, чтобы «радоваться Ашему и наслаждаться сиянием Его Присутствия». И хотя сегодня до этого далеко, мы находимся в начале пути отделения от материального мира — «народа похожего на осла[3]», мы должны приложить все силы, чтобы не остаться «обычным евреем», а удостоиться и выйти на уровень единственного сына Творца, как написано: «Сын Мой, первенец Мой — Израиль» (Шмот, 4:22).
«В конце исполнится первое по замыслу». Творец поднимет нас, приведет к воскрешению мертвых и так далее. Но мы должны стараться лучше подготовиться к этому.
Бни бхори Исраэль — Сын Мой, первенец Мой, Израиль
Комментируя эти слова из Торы, Магараль (Нецах Исраэль, глава 11) писал: «Этот народ называется бни бхори, потому что он единственный. Когда есть два сына, ни с одним нет полной связи, ибо связь с одним предполагает, что с другим такой нет, и обе несовершенны. А бехор, первенец — один, значит с ним совершенная связь».
В каждой семье один первенец, и Творец свидетельствует о евреях, что каждый из них как бни бхори — целый мир.
Первенец особо важен для себя и родителей. Для себя важен тем, что родился и был единственным, несравнимым.
Есть особая любовь к первенцу. — Его рождение сделало их «родителями», его — отцом, и ее — матерью. Их благодарность рождает к нему особую любовь.
И Творец будто хочет стать «отцом» и царем, чтобы показать всему миру Свое добро и милосердие любви. «Г-сподь ваш». Кто Его делает Господином? Кто величает титулом «царь»? Обращение к Нему «Отец наш, Отец милосердный» делает Его Отцом, и так евреи «сказали перед царствами, чтобы поставили над собой царем»!
Творец говорит нам: «Знайте: бни бхори Исраэль — каждый еврей для Меня бни бхори. Я испытываю к нему благодарность, ибо он как бы сделал Меня “отцом” и “царем”.»
Каждый еврей должен узнать о своем достоинстве, высоте. Знать, что в корне он первенец, и Б-г его любит.
[1] Эта галаха отражает историю о том, как один из раввинов две тысячи лет назад хотел сохранить Тору для Народа Израиля. Он посадил лен, собрал его, свил веревки, сделал силки, поймал в них оленей, выделал из них кожу и тогда написал на ней Сефер Тору. Растения и животные, таким образом, принимают участие в служении Израиля, в его учении и распространении Торы, слова Б-га. Это их приношение Создателю всего мира, и роль евреев, как коэнов, принести от мироздания чистую жертву Творцу — Г.С.
[2] Интересное объяснение — Г.С.
[3] Хамор (осел) — символ материи (хомер) — Г.С.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»