Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет. В течение всего этого времени владельцы некашерных магазинов, защищая свои немалые прибыли, нанимали лучших адвокатов, привлекали на свою сторону депутатов Кнессета, чтобы добиться в различных городах страны принятия внутренних законов на предмет торговли свининой. И вот какое-то время назад суд, который называет себя Высшим судом справедливости — БАГАЦем — принял, наконец, решение по этому поводу.

И согласно этому решению в тех районах, где продажа свинины не оскорбляет чувства жителей, торговать ею можно, а в тех, где, дескать, она эти чувства оскорбляет — нельзя. На первый взгляд может показаться, что решение это вполне справедливое, и в нем нет ни выигравших, ни проигравших. Но это — только на первый взгляд.

Автору этих строк, например, совершенно непонятно, каким образом данное решение будет проводиться в жизнь. На каком основании и кто будет решать, оскорбляет ли продажа свинины чувства жителей данного района или нет?

Понятно, что в тех районах, большинство населения которых составляют религиозные евреи, свинина продаваться не будет и так — ее там просто некому покупать. Ну, а светских это, дескать, никого особенно не волнует… Но ведь это не так! Автор этих строк, поверьте, не принадлежит к числу ортодоксов, но когда я прохожу мимо некашерного магазина, я чувствую так, словно мне каждый раз дают пощечину. Ибо ошибаются те, кто считает, что наш отказ от свинины связан только с религией. Нет, свинина является таким же антисемитским символом, как фашистская свастика или бритая голова скинхеда…

Вообще, вокруг свинины в последнее время написало так много всяких глупостей и нелепостей, что на них стоит остановиться подробно. К примеру, «борцы с религиозным засильем» любят утверждать, что Тора запрещает евреям есть свинину, якобы, в связи с тем, что в жарком местном климате свиное мясо особенно быстро портится и им можно отравится. «Понятно, — говорят они дальше, — что в древности этот запрет имел огромный смысл, но сейчас, когда у всех есть холодильники, придерживаться его просто смешно!» при этом они почему-то забывают, что климат в Африке или, скажем, в Новой Гвинее ничуть не менее жаркий, чем израильский, однако это не мешает местным жителям разводить свиней и с удовольствием есть их мясо. При этом там почему-то никто не отравляется. Значит, это объяснение попросту не выдерживает критики, проверки практикой. Да и, честно говоря, любой религиозный еврей вам скажет, что не существует никакого логического объяснения, почему нам запрещено есть свинину, за исключением одного: так написано в Торе, которую мы пронесли через все тысячелетия нашей истории. Это — заповедь, данная нам Всевышним, которую прежде всего надо исполнять, а затем уже постараться понять ее смысл, если, конечно, его вообще можно понять. Хотя вот одно из объяснений: подобно тому, как отравленная пища отравляет тело, некашерная — отравляет душу еврея, делает ее невосприимчивой к познанию Творца.

Но дело, как я сказал, не только в религиозном запрете. На протяжении тысячелетий отказ от употребления в пищу свинины был одной из особенностей нашего народа, отличавшей его от других соседей. И на протяжении почти всей нашей истории антисемиты пытались унизить, оскорбить и даже уничтожить нас, используя именно свиное мясо.

В страшные для евреев Украины времена Богдана Хмельницкого, в ходе жутких погромов наши враги всегда любили поразвлечься игрой, которую они сами называли «Угостить еврея свининой». Разжимая зубы еврея саблей, они впихивали ему в рот кусок свиного мяса и хохотали над тем, как люди, давясь и задыхаясь, делают все для того, чтобы не проглотить, даже случайно, ни грамма свинины, подавиться, но не нарушить законы Торы.

Известно, что в одном из концлагерей нацисты в Судный День решили поиздеваться над содержавшимися там евреями. Выстроив в шеренгу качающихся от голода людей, они установили перед ними столы со свиной ветчиной, свиными отбивными и т.д. Повторю, стоявшие в строю люди были на последней стадии дистрофии от голода, среди них были разные евреи, светские и религиозные. Но ни один из них — ни один! — не прикоснулся в этот святой день к запретному мясу. И все до единого они были в тот момент величайшими праведниками…

Видимо, в память об этих и многих других подобных историях в нашем доме, где, как и в домах многих других советских евреев, не соблюдались еврейские праздники и традиции, все же не ели свиного мяса. Каким-то образом даже мои, совершенно оторвавшиеся от своих еврейских корней родители, все же помнили о том, что евреи не едят свинины, а раз мы — евреи, то и нам этого делать не стоит.

И, отправляясь в Израиль, я верил, что еду в еврейское государство, то есть государство, в котором говорят на еврейском языке, в котором выходной день приходится на субботу, и в котором не продается свинина. Ибо если это не так, то чем же оно отличается от других, нееврейских государств? И думаю, что таких, как я — евреев, не носящих кипы, бывающих в синагоге от случая к случаю, но при этом все-таки помнящих о том, что они — евреи (а евреи не едят свинины!) много. И мне очень не хочется, чтобы в районе, в котором я живу, появились некашерные магазины. Так каким же образом, по мнению судей БАГАЦа, может быть выяснено мое мнение и мнение таких же светских, но уважающих наши традиции и обычаи евреев, как и я? Нужно проводить референдум среди жителей района? Ходить от дома к дому и собирать подписи? Или нужно довести дело до того, чтобы нашелся среди евреев какой-нибудь горячий, доведенный до отчаяния еврейский парень, который разобьет окна в «свином» магазине и тогда, всем станет ясно, что жителям этого района такой магазин не приемлем?!.. У меня нет ответа на эти вопросы.

Знаю одно: разрешив продажу свинины, судьи БАГАЦа нанесли еще один удар по еврейскому характеру государства Израиль, пошли на поводу у тех, кто только и думает о том, как лишить нашу страну этого ее характера, ибо им ненавистно все еврейское. И дело даже не в том, нравится кому-то свиное мясо или нет — дело в попирании одного из важнейших еврейских символов и, наоборот, в защите одного из самых старых символов антисемитизма. После этого мне нечего сказать приехавшему в Израиль русскому подростку, который рисует на стене дома фашистскую свастику и выводит надпись: «Бей жидов!». Он — в своем праве, это его, а не мои интересы защищает в этой стране суд. «Ну, зачем же так горячиться? — вправе заметить рассудительный читатель. В конце концов, не с этого наше еврейство начинается и не этим кончается». Да, наверное. Но в том-то и дело, что для тех, кто хочет лишить нашу страну ее еврейского характера, кто мечтает превратить наших детей в манкуртов, не помнящих о том, что они — евреи, это — только начало. И не случайно, сразу после решения БАГАЦа уже появилось требование партии «Шинуй» ввести некашерный буфет в Кнессете и отменить закон, обязывающий устанавливать мезузы на двери всех государственных учреждений. А ведь мезуза — это тоже один из наших важнейших символов, по нему еврейский дом безошибочно можно отличить от нееврейского, Что дальше? Отмена Субботы? Разрешение на смешанные браки, а также на браки между гомосексуалистами и между зоофилами и их любимцами?! И как этому можно противостоять?

Думается, только одним путем: сохранением верности нашим национальным традициям, тем законам, на основе которых строили свою жизнь поколения наших предков и благодаря которым они остались евреями. Теперь мы должны сделать так, чтобы евреями остались наши дети. И это вопреки всем попыткам ненавистников нашего народа и манкуртам из нашей собственной среды, вновь пытающихся — пусть и чуточку мягче — «накормить еврея свининой». И ничего, что сегодня на их улице праздник, ибо сказано нашим псалмопевцем царем Давидом: «Даже если Ты и даешь злодеям взрасти, подобно траве, то только для того, чтобы уничтожить их… Вы же, любящие Г-спода, живы и сегодня».

Они действительно живы и сегодня — наши прадеды и деды. Они живут в нас, в своем еврейском продолжении и хотят продолжать жить в наших внуках и правнуках. Так неужели мы позволим им умереть?!

Газета «Пламя» №6, июнь 2004


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»