Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Вскоре после нашего переезда в новый дом, Ребецин прислала к нам первых гостей для совместной встречи Шабата.

Мы пытались протестовать.

«Ребецин, как мы можем принимать гостей, если сами не уверены в том, что надо делать?».

«Исроэль, — ответила она, — именно в этом суть. Точно так же, как в свое время кто-то протянул руку вам, вы должны протянуть руку другому, нуждающемуся в помощи. Вы долгое время жили другой жизнью, жили для себя. Если каждый вечер съедать свой бифштекс в одиночестве, то вкусовые ощущения вскоре притупятся. То же самое можно сказать о встрече Шабата и о любой другой мицве. Вы вернулись к Торе с тем, чтобы делиться обретенным счастьем с другими. Это единственная возможность отплатить АШЕМУ за то добро, которое он вам сделал».

«Кроме того, никто не будет чувствовать себя неловко с вами, потому что понятно, что вы проделали тот же путь, которым идут ваши гости. Именно то, что вы новички в этой жизни, делает вас с Леей идеальными хозяевами. Вы будете учиться вместе со своими гостями, а если у вас возникнет какой-нибудь вопрос, то мы здесь, по соседству, и вы всегда можете обратиться к нам. Это и будет учеба».

Так зародилась традиция регулярно приглашать гостей в Шабат, делить с ними кров. Вряд ли в течение четверти века мы встречали хоть раз Шабат без гостей: одни были приглашены впервые, другие стали постоянными гостями. Благословения обретали и они, и мы. Вот письмо, полученное нами от одного из гостей, который провел с нами в Шабат более двадцати лет тому назад. Обратите, пожалуйста, внимание, какое впечатление произвели на него наши дети. Представьте себе, кроме того, как повлияло на детей то, что они выступали в роли хозяев.

Большое вам спасибо. Я действительно чувствовал себя у вас как дома. Мне доставило большое удовольствие общение с вами, Сарой, Яффой и Мириам Басей. Сара, спасибо за совместное посещение шула. Вы были так внимательны ко мне. И Вам, Яффа, я также благодарен за доброе отношение к гостю.

В то время Саре было семь лет, а Яффе — пять. Сегодня у этих «маленьких девочек» есть собственные дома, куда они приглашают гостей на Шабат.

Люди спрашивают, как это мы не боялись подвергать наших детей «опасности влияния извне». Нам кажется, что подобное влияние полезно для детей. С раннего возраста они осознают, в чем состоит основная обязанность еврея: в помощи своим братьям и сестрам. Они учатся делить с другими: дом, комнату, еду. Учатся не просто передавать информацию, но с любовью делится с другими своим образом жизни. С раннего возраста они считали естественным учить других тому, как надо благословлять, молиться и изучать Тору.

Святые калории

По моим подсчетам, после переезда в общину Ребецин мы в течение более двадцати пяти лет задавали ей в среднем по два вопроса в день. К настоящему времени это составляет около двадцати тысяч вопросов; некоторые из них были очень сложными, а некоторые — смехотворно простыми. Думаете, я преувеличиваю, когда говорю, что Ребецин всегда направляла нас по правильному пути, никогда не ошибалась. Мы следовали ее наставлениям даже в тех случаях, когда ее советы нам не нравились, но указанный ею путь неизменно приносил нам замечательные плоды.

Я часто слышу: «Вам повезло — вы так близки с Ребецин». Однако дело не только в везении. Это близость требовала от нас определенных усилий; для начала мы переехали в ее общину. Конечно, нам повезло, что мы имели такую возможность. Но каждый должен приложить максимум усилий, чтобы быть как можно ближе к своему духовному наставнику.

Как может возникнуть близость с кем-либо? Я считаю, что главное — понять, чем ты можешь быть полезен, чем можешь помочь человеку, и просто делать это. Приведу пример. Это было лет двадцать назад. Мы обратили внимание, что каждую пятницу подносы с непроданными халами, ржаным хлебом, пирогами, кексами и печеньем из местной кошерной хлебопекарни отправляют в мусорный бак. Хозяин не знал, что со всем этим делать, и не видел смысла держать у себя остатки до начала следующей недели.

Ребецин попросила нас каждую неделю до наступления Шабата забирать из пекарни непроданный хлеб и кондитерские изделия. Возникал вопрос, что с этим делать дальше? Очень просто. После Шабата надо отнести все к Зейде и Маме в ешиву; хлеб и пироги будут хорошим подспорьем детям в течение недели. Кроме того, можно отдавать хлеб и «русским» бабушкам, (об этом подробнее ниже)

Так начался — и до сегодняшнего дня продолжается — двадцатилетний период «шлеппен» — «перетаскивания», пирогов и хлеба в ешиву. Лея, дети, члены семьи Юнграйс — все мы участвуем в том, что превратилось в замечательную мицву. Я искренне надеюсь, что в день оценки наших деяний эти пироги и хлеб будут положены на небесные весы. Какими вкусными покажутся тогда все эти калории!

Мы также старались внести свою лепту в работу синагоги раби Юнграйса, причем были готовы делать буквально все, лишь бы помочь. Вначале мне поручили обеспечивать миньян кворум из десяти человек, необходимый для проведения утренней, послеобеденной и вечерней молитв. Я составил расписание с возможными «дублерами» на случай, если кто-либо из основного списка не сможет придти в синагогу. Каждый день нужно было обзвонить всех и получить подтверждение. Если я был занят, этим занимались наши дочери — Сара или Яффа. Так это стало делом всей семьи. Это очень полезный опыт для детей, и наши дети всегда с удовольствием помогали нам. Не надо забывать, что дело не ограничивалось набором номера телефона. Нужно было достойно и вежливо поговорить с хозяином дома и уточнить время, когда он придет в синагогу. Разве может быть лучший способ научить ребенка осознавать возложенную на него ответственность и «правильно» разговаривать с взрослыми?

Многие годы я работал в ешиве Зейде и Мамы в Канарси, в Бруклине, сперва завучем по светским предметам, а затем администратором. Утром я заходил к ним, и занимался буквально всем, что было необходимо. Осенью, например, я возился с кондиционером Мамы: она боялась холодного воздуха, поэтому мы закрывали кондиционер снаружи толстым пластиком. Я готов был выполнять любую работу, лишь бы быть в праведной атмосфере этого дома, рядом с Зейде и Мамой. Через какое-то время, если вы действительно смогли стать полезным, то начинаете ощущать себя как дома, как член семьи. Вы им подходите, вы вписываетесь в этот «коллектив».

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?