Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Эсав, сын Ицхака, был известен своим аморальным поведением. В качестве положительного примера принято обычно называть его брата Яакова, который во всем следовал моральным принципам отца. Однако только ли один Эсав виноват? Была ли возможность предотвратить его духовное падение? Я считаю, что, безусловно, была. Если бы в детстве Эсав получил правильное воспитание, если бы его буйный нрав и воинственный характер нашли себе выход в рамках Закона, мы бы, вероятно, узнали о герое Эсаве, герое без кавычек. Эсав мог бы достичь высокого духовного уровня и стать продолжателем дела отца. Это спасло бы его душу от деградации.

Но, как известно, воспитание Эсава не достигло цели. Оно было слишком односторонним. А ведь союз, заключенный между Б-гом и Авраамом, предусматривал развитие талантов и наклонностей каждого человека. Для того, чтобы успешно исполнить свою миссию на земле, человек должен обладать богатым внутренним миром. Только тогда он сможет учить других и привлекать их к служению Всевышнему. Печать Божьего откровения должна лежать на любом занятии человека: ремесле, искусстве, науке, философии. Мы нуждаемся в людях с высоким уровнем самосознания в любых сферах жизни.

Но по причине одностороннего подхода к воспитанию еврейство потеряло не одного Эсава. Слишком многие воспитывают своих детей в узко понимаемых рамках религии. Их заботит только вдалбливание религиозных догм, а на развитие наклонностей и талантов детей они не обращают внимания. В результате дети, став взрослыми, отвергают догмы, ущемляющие их свободу. Тем более в наше время, когда мир бурлит новыми идеями и все получили равные возможности для самовыражения.

Люди старой закалки считают, что новый стиль жизни противоречит Торе. Они просто никогда не слышали, что Тора вовсе не запрещает мирские занятия. Запреты приводят к тому, что молодежь порывает с традициями, мешающими ей активно действовать в современном обществе. Если бы родители обучали этих молодых людей не только религиозным догмам, но и тому, как жить по Торе в современном мире, они не отпали бы от еврейства. Нельзя забывать, что религиозные нормы поведения действуют не только в синагоге, но и в любых сферах общественной и частной жизни.

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Божьи заповеди. Так и должно быть построено еврейское воспитание: прежде всего следует учить человека Торе, чтобы, использовав эти знания, он научился жить в обществе по законам Торы. Конечно, у нас всегда должно быть достаточное количество ученых, чье основное занятие — толкование священных книг. Но книги эти открыты для всех. Каждый еврей обязан их изучать, причем не абстрактно, а применяя полученные знания в повседневной жизни.

Наше общество будет идеальным, если мы воспитаем торговцев, ремесленников, людей свободных профессий в духе Торы. Тогда молодежь увидит, что можно жить по законам отцов, не закрываясь в стенах гетто. Ведь служить Господу можно и «голосом Яакова», и «руками Эсава». Мы бы давно построили царство Божье на земле, если бы не только слабый, но и сильный человек подчинялся Всевышнему. Может быть тогда Господь смилостивился бы над Своим народом и избавил бы его от гонений, нищеты и унижений. Каждый раз, когда евреи становились богаче и свободнее, они забывали о своей высокой миссии. И тогда Всевышний их наказывал, посылая Эсава. Вот когда они взывали к Б-гу «голосом Яакова»! К сожалению, как показала история, только в нужде и опасности евреи вспоминают о священном союзе со Всевышним.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.