Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Идолопоклонство, Рамбам
16-я заповедь — запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «…И не станут более делать такого зла» (Дварим 13:12).
Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: «…И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га» (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: «Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после» (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): «Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).
17-я заповедь — запрет искушаемому с благоволением относиться к «искусителю» и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не благоволи к нему…» (Дварим 13:9).
В Сифри (Реэ) говорится: «Поскольку в Торе сказано: “Люби ближнего, как самого себя” (Ваикра 19:18), — может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: “Не благоволи к нему”».
18-я заповедь — запрет искушаемому прощать «искусителя»; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к «искусителю», он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: «…Не слушай его (когда он будет просить тебя о прощении — Раши)» (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): «И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: “…Не слушай его”».
19-я заповедь — запрет искушаемому спасать «искусителя», если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «…Да не пощадит его твой глаз» (Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): «Поскольку сказано: “Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего” (Ваикра 19:16), — может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: “…Да не пощадит его твой глаз”.
Двадцатая заповедь — запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “…Не жалей его” (Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): “Не жалей его” — не оправдывай его».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо