Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Гадание, Идолопоклонство, Колдовство, Рамбам
6-я заповедь — запрещение совершать служение идолам иными путями — кроме четырех видов служения, запрещенных предыдущей заповедью, — при условии, что совершенное действие является характерным способом служения данному идолу: например, самообнажение перед Пеором или метание камнем в Меркулиса. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, содержащее запрет: «И не служи им» (Шмот 20:3). И сказано в Мехильте: «“Не поклоняйся им и не служи им”: “поклонение” — отдельный запрет, и “служение” — отдельный запрет».
Но тот, кто бросил камнем в Пеора или обнажился перед Меркулисом не подвергается наказанию, поскольку совершенное им действие не свойственно служению данному идолу, а ведь Он, да будет Он превознесен, сказал: «Берегись… чтобы не искал ты их богов, говоря: “Как служат эти народы своим божествам (т.е. именно тем способом, как они служат), так и я буду делать”» (Дварим 12:30).
Умышленно преступивший этот запрет наказывается побиением камнями или «отсечением души», а невольно преступивший запрет — приносит жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в 7-ой главе трактата Санхедрин.
И там (64б) сказано: «За служение идолам есть три карета — за “свойственное” служение, за “несвойственное” служение и за служение Молеху». Имеется в виду, что каретом (отсечением души), во-первых, карается тот, кто служит какому-либо идолу общепринятым путем служения данному идолу — например, тот, кто обнажается перед Пеором, метает камни в Меркулиса или состригает свои волосы для Кмоша. Во-вторых, каретом карается тот, кто служит любому идолу одним из четырех путей (заповеданных для служения Ашему), даже если данному идолу принято служить иными путями, — например, тот, кто приносит жертвы Пеору или поклоняется Меркулису, — и это «несвойственное» служение. И в-третьих, тот, кто проводит своих сыновей через огонь перед Молехом, как мы разъясним (в комментарии к следующей заповеди).
7-я заповедь — запрещение передавать кого-то из своих детей для служения идолу, который был известен в период дарования Торы под именем Молех. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «И своих детей не давай проводить перед Молехом» (Ваикра 18:21).
В седьмой главе трактата Санхедрин (64б) разъяснено, что служение этому идолу заключалось в том, что разводился большой костер, отец передавал одного из своих детей служителям Молеха, а затем ребенок, с помощью отца, перепрыгивал над огнем с одной стороны костра на другую.
Запрет совершать служение Молеху повторен в стихе: «Да не найдется у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь» (Дварим 18:10).
Умышленно преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями, а если приговор не может быть вынесен (например, нет двух свидетелей преступления), карается каретом (отсечением души); совершивший это преступление неумышленно приносит установленную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 64аб).
8-я заповедь — запрещение ритуала ов, поскольку это один из видов идолослужения: чревовещатель воскуряет благовония и проделывает магические манипуляции, в результате чего ему представляется, что он слышит исходящий из подмышки голос, который отвечает на задаваемые ему вопросы. И об этом речение Ашема: «Не обращайтесь к исполняющим (ритуал) ов» (Ваикра 19:31). И сказано в Сифре (Кедошим): Ов — это «говорящая подмышка».
И тот, кто умышленно совершает эти действия и занимается подобным чревовещанием, подлежит побиению камнями, а если приговор суда не может быть вынесен, карается каретом; нарушивший запрет по неведению приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 67б).
9-я заповедь — запрещение ритуала идони, поскольку это также один из видов идолослужения: человек вставляет в рот кость животного, воскуряет благовония, произносит заклинания и проделывает определенные манипуляции до тех пор, пока не впадает в состояние, близкое к обморочному, а затем, погружаясь в транс, прорицает, какие события произойдут в будущем. Сказано (Санхедрин 65б): «Исполняющий ритуал идони вставляет кость в рот, и она говорит “сама по себе”».
Этот запрет содержится в следующем речении: «Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони» (Ваикра 19:31). И не подумай, что это лав шебихлалут — обобщающий запрет, включающий в себя несколько частных запретов (подробнее см. «Принцип девятый»); ведь, сообщая о наказании за нарушение этого запрета, Тора говорит об ов и идони по отдельности (разделяя союзом «или»): каждый из них наказывается побиением камнями или каретом за умышленное нарушение запретов Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их» (Ваикра 20:27).
И сказано в Сифре (Кедошим): «Из того, что Ашем сказал: “Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы…”, мы знаем о наказании за нарушение запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: “Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони”».
Тот, кто неумышленно нарушил этот запрет, также обязан принести установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 67б).
Десятая заповедь — запрещение проявлять интерес к идолослужению и изучать посвященные ему книги. Запрещено вникать в иллюзорные измышления идолопоклонников о том, что такая-то духовная сущность воплотилась в такое-то изображение и совершила то-то и то-то или что такая-то звезда влияет на то-то и то-то, и поэтому ей служат так-то и так-то, воскуряя такие-то и такие-то благовония и т.п. Ведь раздумья о подобных иллюзорных предметах и их изучение способны пробудить в человеке соблазн испытать влияние идолов на себе и служить им.
Это запрещение выражено в Его речении: «Не обращайтесь к идолам» (Ваикра 19:4). И в Сифре (Кедошим 10) сказано: «Если ты ими интересуешься, ты их обожествляешь». И там же говорится: «Раби Йеуда сказал: “Не обращайтесь…” — не смотрите на них»; т.е. запрещено даже вглядываться во внешнюю форму идола или наблюдать, как его изготовляют. А в главе Шоэль адам мехаверо (Шабат 149а) сказано, что «в Шабат запрещено читать подписи под изображением человека или другими изображениями; а на идолы запрещено смотреть также и в будний день, потому что в Торе написано: “Не обращайтесь к идолам”. Сказал раби Йоханан: “Не служите созданиям своего воображения”».
Запрет проявлять интерес к идолослужению и размышлять о нем повторен в Его речении: «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не совратились и не стали служить иным богам» (Дварим 11:16), — т.е. если твое сердце запутается и начнет размышлять о них, это может заставить тебя свернуть с прямого пути и начать служить идолам. И еще Ашем сказал об этом: «Чтобы ты, взглянув на небо и увидев солнце и луну и звезды — все воинство небесное, не прельстился и не стал бы им поклоняться и служить им» (Дварим 4:19). И не то, чтобы Ашем запретил человеку поднимать голову и смотреть на небо, но он запретил принимать к сердцу то, что приписывают небесным светилам их служители. И так же в Его речении: «Берегись, чтобы ты не попал в сети… и не искал ты их богов, говоря: “Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать”» (Дварим 12:30) — Ашем запретил даже тому, кто не служит идолам, расспрашивать об особенностях идолослужения, потому что этот интерес может привести человека к заблуждению.
И знай, что преступивший этот запрет карается бичеванием. Это разъясняется в конце первой главы трактата Эрувин (17б). Там доказывается, что «наказание бичеванием за нарушение тхумей Шабат (субботних границ) следует из самой Торы», ведь она содержит запрет: «Да не выходит никто из своего места в день седьмой» (Шмот 16:29). И возражают на это: «Разве наказывают бичеванием за нарушения запрета, который выражен с помощью частицы аль (аль йеце — не выходит), а не с помощью частицы ло», — а затем решительно отметают это возражение: «Если уж ты утверждаешь, что за нарушение запретов, выраженных с помощью частицы аль, не наказывают бичеванием, то тогда ты должен признать, что и за нарушение запрета “Не обращайтесь к идолам” (аль тифну — не обращайтесь) тоже не бичуют?!». Отсюда ясно, что за нарушение этого запрета следует наказание бичеванием.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?